Больше рецензий

7 октября 2019 г. 16:45

98

5 Спойлер Отзыв №30

Без спойлеров.

Начну прямо, роман мне понравился. Не гениальный, но вполне себе годный. В каком-то роде отдушина в потоке фэнтези на конкурсе. Хотя, мне нравилось читать конкурсное фэнтези, иногда даже попадались достойные вещи, а иногда и очень достойные. Но итоги я подведу позже, в мае. Сейчас поговорим о «Пиросмани».
Николай Асланович Пиросманашвили не просто вымышленный персонаж и герой данной книги, он настоящий художник, человек, живший за сотню лет до нас, но оставивший огромный след в истории искусства не только Грузии, где жил и умер, а всего мира. Ведь о нём говорили не только в Тифлисе, но и в Москве и Париже, а там уже и по всей Европе.
Собственно, отсюда и встаёт вопрос: «Хорошо, но при чём здесь конкурс?»
Опять же, книга хорошая, хоть и тяжеловесная, прочёл её с приятным чувством, что читаю нечто классическое, кого-то из наших именитых авторов, которых задают 16-летним школьникам на летние каникулы (будто они их будут читать). Но что она делает на конкурсе мифов и легенд? Ведь это, в каком-то виде биография.
Что ж, ладно, опустим этот аспект, и без спойлеров расскажу, что мне понравилось, а что нет.
В первую очередь то, что художник уж слишком романтичен. Правда это или нет, но порой подобные моменты раздражали. Однако на смену им приходили трогательные и жизненные сюжетные линии, которые порой хватали за сердце. В такие моменты я готов был опустить глупости Нико и читать далее, дабы узнать, что произошло в будущем.
В романе ярко представлена эволюция героя. И пускай, он так и остался в душе ребёнком, но невзгод на его плечи взвалилось не мало. Были потери и утраты, были подъёмы и падения, но всё это Пиросмани проходил и переживал. Хорошо ли, плохо ли, ознакомитесь в романе.

Внимание! Спойлеры!

А теперь давайте пройдёмся основательно по книге.
Итак, начну с минусов.
Во-первых, это несоответствие теме конкурса. Вот серьёзно, на каком мифе или легенде основано произведение? Я-то наивно полагал, что наткнусь на грузинский фольклор, на грузинский колорит, атмосферу. И если последние удачно уместились в романе, то фольклора там и в помине нет. Есть несколько историй о том, как появилось вино, о царице и поэте, но ведь они не играют важной роли. Собственно, перед нами художественная биография именитого (после смерти, и немного при жизни) художника. Это указано даже в Википедии (чему я немного завидую). Или же книга прошла модерацию, основываясь на том факте, что о Пиросмани мало что известно, и он является своеобразной легендой? Допустим, но опять же с натяжечкой это выходит. Ведь это просто история жизни человека, реального человека, хотя история и интересная.
Во-вторых, наивность Нико. Как я писал выше, порой это раздражало. К примеру, самый глупый момент, по-моему, мнению является поездка к Маргарите с цветами. Нет, я не говорю, что автор допустил оплошность и надо отредактировать главу, наоборот, всё верно указано. Я говорю за самого героя, за его наивность. В тот момент, когда он продал лавку и купил «миллион алых роз» (да-да, песня Пугачёвой именно о нём) я посчитал его полоумным. Наверное, как и многие другие люди. Им двигали романтические чувства, влюблённость. Которая, как и должно было, привела в никуда. Интересно, каково было бы его мнение, если бы он узнал, что Маргарита не поёт, а лишь танцует.
В-третьих, мелкие ошибки. Собственно, мог бы и не писать о них, уже и не замечаю, когда читаю интересную книгу. Пара-тройка пропущенных местоимений, не жуть, как страшно, видывал и хуже.
В-четвёртых, читается тяжеловато. Нет, слог у произведения лёгкий, никаких хитрых вывертов нет. Но всё же работавыглядит, как роман автора предыдущего столетия, а у них большинство работ заставляет вдумываться и не спешить с прочтением.
Вроде всё, может, что и было, но я забыл, значит не так существенно.

Теперь о плюсах.
Главный плюс – это глубокомысленность работы. Мы видим, какую тяжёлую жизнь проходит художник. Местами осуждаем, местами сочувствуем. Но у него не отнять его гордости и дружелюбия. Даже будучи бедным стариком, встречая гостей, всегда старается угостить, будь то краюха чёрствого хлеба. Пиросмани проходит эволюцию от наивного ребёнка до… наивного ребёнка во взрослом теле. Как бы странно я сейчас не изъяснялся, но выглядит всё примерно так. И это не в коем случае не плохо, ведь он остался человеком, добрым, любящим людей.
«Ненавидеть каждый может, а любить – это тяжело», - так сказал Нико.
Девочка с воздушным шаром. Вот та история, которая пробила практически не слезу. Они познакомились в детстве, и тогда я наивно полагал, что в конце романа полюбят друг друга. Не знал тогда, что история не вымышлена. Увы, моим планам не суждено было сбыться. Зато Нико встретил ту девочку, когда она была вполне зрелой. Вот только… печально всё это. Она осталась сиротой уже в двенадцать лет (если не ошибаюсь) и пошла по рукам. А потом встретила Нико, излила ему душу и умерла. И слушая сейчас композицию «Eye of the Storm» понимаю, что это идеальный саундтрек для истории про девочку с воздушным шаром.
Юмор, его мало, очень мало. Оно и не удивительно, история-то не весёлая. Но когда он появляется, то избавиться от улыбки попросту невозможно. Особое удовольствие доставили два грузина-торгаша, что смеялись друг над другом. Кстати, не знаю почему, но каждый раз, читаю ломанную речь на русском языке, мой внутренний голос диктовал мне с акцентом.

Что мы имеем в итоге? Глубокомысленное произведение, напомнившее мне романы классиков русской литературы. Местами мрачное, зачастую тяжело читающееся, но вместе с тем интересное, не провисающее, запоминающееся. Как уже писал выше, «Легенда о Пиросмани» мне понравилась.

Заходим и читаем отзывы первыми