Больше рецензий

30 сентября 2011 г. 16:58

228

5

Я не впервые сталкиваюсь с фундаментальными трудами, но впервые я мысленно поверглась ниц перед автором подобной книги.Велечину проделанной автором работы трудно переоценить!Ведь чтобы писать на такой сложный вопрос как история церкви, нужно знать не только историю Византии и ее отношений с другими государствами, но и прекрасно разбираться в греческом и латинском языке, а также в богословии.Мне очень понравилась структура книги:сначала автор рассказывает об исторической обстановке, о возникновении и назревании ереси (а именно они и стали причинами созыва всех семи Вселенских соборов), о борьбе противоположных мнений и,наконец,о самом соборе, порядке его проведения и резонансе, который он вызвал в обществе.А также о дальнейшей судьбе ереси, потому что далеко не всегда собор знаменовал окончание словопрений по вопросу,послужившим поводом для созыва.Неизбежное в таком труде погружение в глубины богословия для меня, как человека не сильно в нем искушенного, прошли с легкостью, автор вполне понятно сумел разобрать далеко не легкие вопросы богословия (насколько они нелекгие, вы сами поймете, прочитав книгу-святейшие отцы по некоторым из них спорили и подвергали друг друга гонениям за них в течении сотен лет!).Нечего и говорить, что после прочтения такой книги, я стала лучше понимать саму суть христианства, его ценность для человечества.Однако понимание это смешивается с горечью осознания того факта, что Церковь (что православная, что католическая) далека от того идеала, который должна являть собой, далека от непогрешимости и святости.

Комментарии


Исходя из моего личного опыта, судить о сути христианства по трудам церковных историков не стоит. Даже таких дотошных, фундаментальных и скрупулезных как Карташов. Его заслуга в том, что он детальнейшим образом погрузился в предмет и нарисовал картину, которая прямо противоположна популярному житийно-«мармеладному» варианту церковной истории.

Церковь — это не организация со строгой иерархией, чинами и т.п.(как считают люди нецерковные и, к сожалению, множество церковных), а некий Бого-человеческий институт. Половина его — это Бог, вторая половина — люди, общество верующих. Отсюда само собой вытекает, что из-за второй своей половины Церковь вообще не может быть идеалом. Никогда не была, не есть и не будет. Во всяком случае, не в этом мире. Церковь — это сообщество больных, греховных и грешащих людей, которые, однако же, стремятся к Богу, в Нем видят свое исцеление и свою надежду. И судить о сути христианства по жизни и деятельности самих христиан не стоит. Этому, кстати, посвящена отличная и довольно компактная статья Бердяева «О достоинстве Христианства и недостоинстве Христиан». Рекомендую.

А о сути христианства хорошо написано в книге «Основы православия» Фомы Хопко, которая есть на этом сайте. Простите за длинность :)