Больше рецензий
12 сентября 2019 г. 19:21
587
5 Спойлер
РецензияВторая часть трилогии "Клуб ракалий" переносит читателя из 1970-х гг. в самое начало нулевых — рубеж двух тысячелетий. Дети из первой книги больше не дети, но это на первый взгляд, и спустя время ты обнаруживаешь под их взрослыми масками ту же неуклюжую детвору Средней Англии.
⠀
Бен все так же грезит Сесили и страдает в душащем его бездетном (к сожалению обоих супругов) браке, Клэр возвращается домой из солнечной Италии и вновь встречается с воспоминаниями о Мириам, Пол становится видным политиком, все женятся, расстаются, страдают, изменяют, снова женятся, снова расстаются...
⠀
Начиная с этого романа, здесь несколько сменилась тональность: в "Клубе" одними из главных героев тоже выступали взрослые, но основной фокус все же был на детях, а лейтмотив взросления то и дело норовил пробиться сквозь все остальные темы. "Круг" окончательно от них отошел, в то время как политика отвоевала себе центральное место.
⠀
О сюжете во всех трех книгах говорить тяжело — Коу пишет о жизни и вещах очень обыденных, но ему надо отдать должное, потому что под шелухой этой обыденности скрывается смысловой пласт не то чтобы как у "Имени розы", конечно, но тоже впечатляющий. Политика, терроризм, Ирак, монастыри и множество рефлексии, перемежающейся с плачем не то по разрушенному браку, не то по так и не построенным отношениям с кем-то иным. Вместе с тем здесь же находят логическое завершение две основные линии "Клуба" — с Мириам и Сесили. Сюжетная линия же с Мальвиной возмущала меня все это время ужасно — не потому, что плохо написана, а как раз наоборот. Из-за ситуаций с квартирой, с Беном, с самим фактом измены, с отношением Пола — самого неприятного персонажа здесь — к Мальвине, с тем, как это разрешилось в конце. Сцена с украшением елки написана просто мастерски, у Коу изумительный слог, и он отлично жонглирует разными стилистическими приемами, но содержание этой сцены вселяет только еще больше неприязни к Полу.
⠀
Вообще возвращаться к этой трилогии — очень странно: с одной стороны, ты словно заходишь в дом к своим старым друзьям и знакомым, ты знаешь их всех, ты был с ними в тяжелые моменты их жизни, ты был с Беном, когда он добился Сесили, ты был с Клэр, когда она нашла дневник сестры, и читал его у нее из-за плеча, ты был с Дугом, когда он вновь женился, ты был с ними всеми в Новый Год между 1999 и 2000 годами. С другой стороны, порой все происходящее начинает напоминать болото — ты видишь, как эти самые старые друзья и знакомые топят себя и крушат свою жизнь, но ничего не можешь сделать. Ты не можешь дать пинка Бену, погрязшему в черновиках книги, которую никак не допишет последние лет 20, или Полу, который при беременной жене и дочери беззастенчиво флиртует с Мальвиной, потому что уверен в своей ослепительности и в том, что каждая женщина будет счастлива быть с ним. Или Мальвине, которая поначалу кажется умной девушкой, но затем сама же признается Полу в любви.
⠀
Конца у этой рецензии нет так же, как нет конца у истории героев Коу: книги заканчиваются, но они настолько живые, что ты веришь, что где-то за кадром они продолжают суетиться, голосовать, жениться и принимать неверные решения. И надеяться, что каждое из неверных решений однажды приведет к верным последствиям.