Больше рецензий

Yuki_Onna

Эксперт

Больше логики богу логики

6 сентября 2019 г. 06:39

483

5

Прочитала все три книги залпом, хотя в самом начале первой были сомнения, стоит ли продолжать. Поначалу в голове была путаница из имен и названий, но потом, как ни странно все они вполне себе улеглись, и мне уже не нужно было лезть в справочную информацию.
Однако сразу хочу предупредить, если вы ожидаете ванили и хотите видеть рыцарей в блестящих доспехах, которые одним махом рубят врагов, а потом такие же чистые и красивые возвращаются в своим прекрасным дамам, то вас разочарует реализм Корнуэлла. Он все описывает, как есть – кровь и дерьмо на поле боя, грязь, пот, кишки и увечья, болезни, смерть, вонь, жестокие ритуалы старой религии с ее человеческими жертвоприношениями, но все это выглядит вполне уместно в воссозданном им мире.
Повествование во всех книгах ведется от лица Дерфеля, паренька, которого воспитывал Мерлин. За счет этого отчасти и создается иллюзия погружения в мир книги. Мы видим происходящее его глазами, но, несмотря на это, описание остается достаточно объективным, ведь историю жизни самого Дерфеля, Артура и прочих нам рассказывает по сути уже умудренный жизнью Дерфель-старик. Он записывает свои воспоминания по просьбе королевы Игрейны. Постепенно и мы вместе с Дерфелем лучше узнаем Артура, его окружение, участвуем в битвах (по-моему это первые нескучные описания битв, которые мне попадались) и переживаем за судьбу Британии.
Персонажи у Корнуэлла получились очень живые, реалистичные, не похожие на одномерные картинки, какими часто становятся легендарные герои. Каждый индивидуален, у каждого свои мечты, горести, радости и сомнения. Здесь мир и герои почти не делятся на черное и белое, даже если речь идет о явных негодяях. Ни в коем случае не оправдываю ни Ланселота, ни сыновей-близнецов Артура, ни Мордреда, они все те еще сволочи, но нам, пусть и мельком, показывают и объясняют причины их поведения. Точно также автор поступает и с положительными персонажами, мы видим не только светлую сторону, но и темную.

Ланселот – трусливый самовлюбленный принц, оставшийся без королевства, который не чурается строить козни против Артура и делает много жутких вещей. Я, признаться, долго ждала, когда эта гадина получит по заслугам, но в конце мне его стало даже жалко. В чужой стране, без семьи, потому что от него отвернулся даже брат, без земель, он пал жертвой своего непомерного честолюбия и амбиций.

Мордред – кривоногий злобный мальчишка, которого все детство пороли за дурной нрав и жестокость (он и дальше по книге становится только гаже). Однако в то же время мы видим сцену, где он, стоя у могилы Норвенны вместе с Дерфелем, спрашивает у последнего, любила ли его, Мордреда, мать. Дерфель поражается, услышав эти слова из уст Мордреда, полагая, что, быть может, для того еще не все потеряно.

Сыновья Артура – избалованные, жестокие, озлобленные на отца и мать из-за своего незаконного происхождения. Виноват в том, что они выросли такими, в том числе и сам Артур, который потакал им во всем, не позволяя наказывать, а потом и вовсе поддавшийся на уговоры Гвиневеры и удаливший мальчиков от двора.

спойлер
Кстати, Гвиневера – это еще один персонаж, которого амбиции и честолюбие почти погубили. И если в первых двух книгах она была показана достаточно неприятной, то в третьей частично реабилитировалась в моих глазах и даже начала вызывать симпатию. Да, она изменяла Артуру, но делала это не из похоти, а из-за желания как-то реализовать себя, приложить к чему-то свой острый ум и способности. Она хотела править через мужа, потому что иначе в реалиях того времени было попросту нельзя. В этом была ее беда, и в том, что она родилась сильной, умной и яркой женщиной в век, когда женщин не воспринимали всерьез. Гвиневера могла бы вполне править целой страной сама, но ее даже не допускали на совет, и она, вынужденная подавлять свои природные таланты, искала утешения в культе Изиды. Все надежды и действия ее свелись к тому, чтобы посадить на трон того, кто будет целиком ей подчиняться.
свернуть

Что сказать о самом Артуре? Мы видим перед собой легендарного полководца и воина, но в то же время одинокого человека (Гвиневера в одном из разговоров с Дерфелем говорит, что могла бы описать Артура одним словом – одинокий), который пытается сделать мир лучше, и порой не хочет замечать очевидного в своих стремлениях. Он всю свою жизнь провел в попытке исполнить клятву, данную отцу, хотя желал всего лишь тихой спокойной жизни вдалеке от дворцовых интриг. Это не идеальный герой, он, как и все, ошибается и платит за свои ошибки, но это и делает его и всех остальных персонажей такими настоящими, что им начинаешь им верить и сопереживать, как реальным людям.

Очень хочется остановиться и на других героях подробнее, но увы, все мысли и впечатления не уместить в формат рецензии. Думаю, каждый из них достоин отдельного отзыва, страницы этак на две, а тут этого никак не сделаешь((
Я редко пишу хвалебные отзывы, потому что ошибки ярче видны да и критиковать всегда проще, и, каюсь, часто хорошие книги остаются без какой-либо рецензии, но тут просто не могла не поделиться впечатлениями, так меня зацепила трилогия. Корнуэлл мастерски вплетает в свой рассказ все: историю, легенды, магию, религию, войны, имена, события. Как итог мы видим живое, яркое полотно повествования, раскрашенное умелой рукой автора. Здесь есть войны с захватчиками, борьба за трон короля-младенца, стычки между язычниками и христианами, личные счеты, месть, предательство, внезапно вспыхнувшая любовь, холодный расчет, милосердие, дружба, одержимость и одиночество. Все такое настоящее, что кажется, будто удалось заглянуть на время в двери прошлого, которые открыл для тебя автор, и увидеть все своими глазами.