Больше рецензий

5 сентября 2019 г. 12:00

1K

4 Героиня в поисках самоидентификации на "чужом поле" мужского мира

Начала перечитывать серию про Каменскую и вот дошла до 2 романа. В свое время это был первый прочитанный роман у автора, и после него началось увлечение книгами Марининой. А вот сейчас, спустя 20 лет, перечитываю с немного иными чувствами. Безусловно, как детектив книга вполне достойная. Я даже ловила себя на очень острых переживаниях за героиню, когда она совершала какие-то потенциально опасные для себя действия - хотя и знала уже, чем все завершится. Не могу сказать, когда я догадалась о фигуре Макарова - не помню, как это произошло при первом чтении, а при перечитывании я примерно помнила перипетии сюжета. Но и знание о злодее не мешало с удовольствием наблюдать за тем, как раскручивался сюжет. Но некоторые моменты очень - очень - раздражали. Конечно, я понимаю, что для развития сюжета это, наверное, необходимо, но мне крайне нелепым показалась идея отправить героиню лечить спину в санаторий, при этом нагрузив ее тяжеленным багажом с пишущей машинкой и словарями. Странное желание подзаработать на переводе Макбейна для того, чтобы покрыть расходы на дорогую путевку, но тем самым свести на нет усилия врачей по лечению больной спины. Видимо, я сильно переживала за героиню, потому что когда читала о перипетиях ее пути в санаторий, сильно злилась - но не на коллег Каменской, забывших ее встретить, а на саму героиню, которая на лечение отправилась с такой тяжелой работой в сумке.
А еще меня очень раздражал пафос при обсуждении морально-этических проблем в разговорах между героями: все так декларативно, все так навязчиво. Такое впечатление, что Маринина хорошо усвоила: русская литература всегда была учителем жизни и решила присвоить себе эту роль. Но только Достоевский и Толстой как-то не так пафосно рассуждали о проблемах устройства жизни - хотя я могу и ошибаться.
Ну и красной нитью в этом романе проходит проблема самоидентификации героини, которая пытается отстоять свою самость - играя на "чужом поле" - в мужском мире. По сравнению с первым романом "Стечение обстоятельств" здесь эта проблема как-то более цельно представлена, но все-таки постоянные рассуждения Насти о своем "моральном уродстве" немного напрягали. Хотя и были довольно логичны - по другому ей сложно объяснить свою "самость" - самость женщины, занимающейся традиционно мужским делом и не всегда встречающей поддержку в этом своем занятии.