Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 сентября 2019 г. 10:16

3K

3.5 Любите искусство в себе, а не себя в искусстве

Довольно интересная книжка оказалась, написана легко, даже, я бы сказал, непринужденно. Еще бы, автор-то, оказывается, голливудский сценарист, поэтому проблем по доведению своих идей до читателя у него нет, всё предельно ясно и никакой наукообразности.

Главная же идея книги - это борьба двух начал: тяга к жизни и влечение смерти. Есть в таком подходе нечто ницшеанское. По Прессфилду - высшее выражение жизни, её торжество - это творчество, а тяга к смерти, это все, что творчеству мешает, автор называет комплекс таких проблем сопротивлением.

За сопротивлением стоят страхи, которые обуревают любого творца. Конечно, же страх смерти здесь является доминирующей силой, все остальные эманации страха так или иначе являются проекцией этого изначального ужаса.

Выражаться сопротивление может по разному, являясь для каждого его крестом. Но чаще всего оно проявляется во всяческом промедлении и отвлечении от главного, то, что сейчас принято называть прокрастинцией. Это - главный бич творца и художника, но есть, по мнению Прессфилда, и другие. Зависимость от телевизора и интернета, алкоголизм, наркомания, одержимость сексом, мастурбация, шопинг, переедание - все эти "радости жизни" автор относит к проявления сопротивления.

Тому, как определить и зафиксировать врага - злосчастное сопротивление, и посвящена первая треть книги.

Вторая часть рассказывает о борьбе с проявлениями сопротивления. Только тот, кто сможет справиться с многоголовым драконом соблазнов, может считать себя профессионалом от творчества. И здесь нужно быть готовым к ежедневному упорному труду ради любимого дела. Читая Прессфилда, я вспоминал сакраментальное выражение Станиславского "любите искусство в себе, а не себя в искусстве". Эту фразу можно было поставить эпиграфом к рецензируемой книге, я же решил так назвать свою рецензию, потому что в ней вся суть авторского рецепта профессионализма.

Автор доходит до того, что советует будущим творцам для начала послужить в морской пехоте, потому что, по его мнению, она "учит быть несчастным". Не знаю, насколько это правда, я в американской морской пехоте не служил, я и в нашей не служил, но идея в культивировании чувства несчастности и лишений.

Дальше идет целая куча требований к профессионалу: беспощадность к себе, самоконтроль, стойкость по отношению к трудностям, упертость и непоколебимость. Другими словами, желательно, чтобы творец ощущал себя монахом-подвижником, этаким духовным воином.

Творец-творческая личность (писатель, художник, музыкант и пр.) уподобляется воину, который каждый день выходит на сражение с деструктивными силами, силами смерти, чтобы пропеть торжество жизни. Самое сложное в этой борьбе - это начать. Такова вкратце суть второй части.

Третья часть - чистой воды эзотерика. Тут автор рассуждает о положительном влиянии на творческий процесс ангелов и муз. Приводится целых три варианта взываний к музе. Но кроме таких тонких материй есть и экскурс в психологию, автор рассуждает о противостоянии Я и Эго. Хотя подходит тоже по своему, Я у него - божественная основа, а Эго - та часть души, которая находит смысл только в материальном существовании. Так вот, настоящим художником становится тот, в ком в противостоянии Я и Эго побеждает первое.

В заключение вернусь к началу, так вот, книга читается легко, но практической пользы от неё ждать не стоит, потому что много призывов стать монахом от искусства много, а вот конкретных рекомендаций, как этого добиться нет ни одной.

491