Больше рецензий
29 августа 2019 г. 22:43
1K
4.5 Ненумерованные фразы про книгу Петера Эстерхази
РецензияВсе мы в какой-то момент задумываемся о своих корнях. А уж если историю вашей семьи проходят в школе, то о таком культурном багаже можно и целую книгу написать. Что Петер и сделал, благо талантлив.
Эстерхази - старейший род аристократов Венгрии (титул князей потеряли в середине 20 в по кочану). Получается, что Петер был старшим сыном последнего князя Эстерхази. В общем, чтобы вы понимали, в статье этого автора на Википедии сначала дают картинку генеалогического древа, а уже потом библиографию.
На самом деле Петер был (и остается до сих пор) одним из важнейших писателей Венгрии последнего времени. Его стиль - золотая середина: он играет на поле постмодернизма по понятным простому зрителю правилам.
"Harmonia caelestis" - так, кстати, называлось музыкальное сочинение одного из дальних предков Петера - ода семейству, а главный и самый упоминаемый здесь персонаж - "мой отец". Беру в кавычки, тк в книге это не сразу персоналия, в начале это собирательный образ из всех живущих ранее отцов. (кстати, тема "отца" в принципе какая-то очень важная в венгерской литературе, но так глубоко не копала)
Книга поделена на 2 части. (для себя назвала их подсознательная и реальная)
Первая часть, "Нумерованные фразы из жизни рода Эстерхази", представляет из себя лоскутное одеяло эпизодов, где "отец" - это множество разновременных мужчин, имеющих так или иначе отношение к семье Э. Настоящий карнавал короткометражек: смешных, грустных, страшных, скучных, тупых. Иногда это вообще невозможно читать, особенно, если не врубиться в правила игры царства абсурда. Вижу цель в этом галдеже жизней - осознание, что нагромождение прошлого, как бы иногда не хотелось, так или иначе влияет на настоящее.
Вторая часть, "Исповедь семьи Эстерхази", написана по-человечески: романное повествование о конкретных людях. Сюжетная линия начинается с истории деда Петера, затем красной нитью идет вдоль всей жизни его отца, а в итоге логично приходит к самому автору. Это, конечно, не автобиография ни разу, но искренняя литературная исповедь.
Эстерхази этот роман писал почти 10 лет и выпустил символично на заре нового века, в 2000 году.
Колоссальный успех романа объясняется его локальной доступностью. Это для нас он, будучи вырванным из контекста, становится элитарным. Тем же, кто в курсе, кто такие Ракоци и куруцы, намного проще распутать клубок отсылок и цитат. Да и написана книга очень легким языком: каждый раз когда градус серьезности переходит черту правдоподобия, Эстерхази влепляет отличную шутку, над которой хочется смеяться вслух (могу много что простить авторам за их отличное чувство юмора).
Двухчастная структура для тех, кто в курсе, становится лишь интересной оболочкой. Объяснять можно по-разному. Для меня "Гармония" - это метафора того, как с возрастом меняется наше отношение к прошлому.
Сначала - хаос, нагромождение рандомной информации, ее несистематизированное накопление, что невозможно осмыслить разом,- то, с чем мы сталкиваемся в самом начале, когда только начинаем познавать мир, в котором все уже успело случиться до нас.
Потом - гармония последовательного повествования, простая история, дрейфуя на волнах которой, наш мозг отдыхает. Так, позврослев, мы начинаем писать роман своей жизни, впитав опыт прошлого.
Очень мне понравилась цитата венгерской критики из статьи на "Горьком": дескать, Эстерхази писал книгу и, "выбрасывая в дверь все атрибуты традиционного романа, тайком возвратил их через окно". Пожалуй, лучше и не опишешь.
Примечательно, что буквально через пару лет после публикации своей, казалось бы, итоговой книги, до Эстерхази дошли некоторые документы от госбезопасности. То, что он узнал из них, кардинало поменяло его отношение к отцу.
Тогда он решил поставить другую точку в этой истории и написал "Исправленное издание". Это будто бы приложение к "Гармонии", но более документальное и полное разочарования.
Не уверена, что в ближайшее время дотяну до этого свои лапки. От "Гармонии" я подустала и на сейчас достаточно.
Весной в подкасте Bookmate одним из гостей была Оксана Якименко, специалист по венгерской литературе. На вопрос, как люди вообще начинают изучать венгерский язык в целом и литературу в частности, она ответила, что зачастую из-за венгерских родственников или друзей.
Это я к чему?
Сомневаюсь, что вы с бухты-барахты захотите ознакомиться с авторами этой маленькой, пусть и очень гордой европейской страны. Но если хотите мощный и в то же время современный экскурс в историю, то Эстерхази - это хорошее начало.
Издание же от НЛО с примечаниями (кажется, вопреки желанию автора, но все же) будет вам хорошим проводником в этом непростом для не_мадьяра пути.
Прочитано в рамках забега "Долгой прогулки 2019". Команда ЧПОК.