Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 августа 2019 г. 08:14

526

3.5

Пожалуй, это самый живой и динамичный роман Р. Флэнагана из всех, мною прочитанных. Сюжет сколь беспроигрышный, столь и типичный – судьба маленького человека в тисках политических игрищ: по несчастливому стечению обстоятельств простая стриптизерша Куколка Джина Дэвис попадает в искусно состряпанную журналистом и его окружением историю, в которой в одну минуту рушится весь ее незамысловатый мир с его маленькими удовольствиями, банальнейшими мечтами и надеждами построить счастье за накопленные 46 700 долларов. Спираль этой драмы, поначалу кажущаяся легко обратимой (чего проще было самой явиться в полицию), внезапно безжалостно и жестко закручивается вокруг нее, погружая в ситуации, вовсе ей не нужные, чуждые и пугающие. Вся книга – усиливающийся и кажущийся нескончаемым стресс главной героини, в конце концов приводящий к трагическому финалу. До последнего я думала, что он будет иным, но он оказался лучше и в каком-то смысле правильнее.

Журналистская машина, поддерживаемая амбициями политиков и сминающая жизни людей, как банки из-под кока-колы, здесь показана в своей ужасающей обезличенности. Кажется, что любому, кто попал под этот каток, уже не выбраться из беды: факты не принимаются во внимание, расследования прекращаются или вообще не ведутся (мы так и не узнаем, каково происхождение «бомб» в детских рюкзачках? кто их принес? кто убил Тарика? почему его тело оказалось именно в той старой «Тойоте» возле дома Джины? был ли он вообще на стадионе? замешан ли он вообще во всю эту историю?), ради пиара и поддержания угасающей личной карьеры подхватывается непроверенная версия, под которую подгоняются ложно интерпретированные случайные обстоятельства и обнажается чужая приватность. Мелкие обиды стареющего пошляка Ричарда Коуди, карьера которого идет на спад, перерастают в полуосознанную месть, легко вытесняемую ролью великого австралийского борца с терроризмом: нет, что вы, как вы могли подумать! - он вовсе не мстит отвергнувшей его стриптизерше, ему просто привалила удача узнать ее на пленке и состряпать из этого журналистскую сенсацию, чтобы попиариться «еще немного, еще чуть-чуть», ведь он – хороший парень, любящий свою Родину, Сидней, его красивый оперный театр, человек с активной гражданской позицией, а она – ну, так, чуть выше отбросов общества, стриптизерша, удовлетворяющая низменные потребности мужчин вроде него. Ее жизнь легко может быть поставлена на кон, если игра таких, как он, стоит свеч.

Роман написан бегло и просто, совсем не в стилистике других романов Р. Флэнагана, да и идея, заложенная в него, очевидна, но читается с большим сочувствием к героине, оказавшейся один на один с мощной государственной машиной, запущенной против нее и ход которой остановить мало кому под силу (и хотя Ник Лукакис попытался встать на сторону справедливости и объективности, его попытки изначально были обречены в атмосфере всеобщего праведного ажиотажа от поиска «террористки»). Стоило ли это читать? Ну, разве что ради того, чтобы еще раз убедиться, что мир плох именно так, как мы о нем думаем.