Больше рецензий
27 августа 2019 г. 10:55
526
4
РецензияЯзыческое православие или славянское христианство? После этой небольшой книжечки, рассчитанной, в принципе, на школьный возраст, я задумалась о том, в какой же вере уже столько веков живут русские люди.
Побывав на фестивале "Берегиня", посвященном славянской культуре, мне захотелось больше узнать о мифологии и веровании славян. И в качестве первого знакомства и получения общей справки по богам и духам, это оказалось довольно неплохое пособие. Информация подается кратенько, но ёмко, со вставками небольших сказок и былин о тех, кому посвящена данная глава.
По ходу чтения возникла мысль о том, что несмотря на усиленное насаждение христианства, ему всё равно пришлось ассимилироваться. Новая вера не могла просто прийти, вычеркнуть всё то, чем до нее веками жили люди, и принести что-то свое на пустое голое место. Так не бывает ни с языком, ни с религией.
Поэтому очень многие языческие верования и праздники вплелись в христианство, став таким образом праздниками православными. Если раньше покровителем чего-нибудь был дух, то теперь его заменил святой. Например, День Ивана Купалы как был языческим, так им и остался, просто раньше он назывался иначе и был посвящен Водяному.
Книга показывает очень много таких переплетений и, по-моему, это очень любопытно. Становится понятно, насколько всё неоднобоко; всё намного глубже и сложнее; всё сплетено так крепко, что получается уже какая-то своя собственная религия, далекая от чистого христианства.
Особенно понравилась этимология некоторых слов (но это вообще моя любимая тема). Здесь есть несколько заметок о том, в каких словах остались корни имён богов, мы этими словами пользуемся до сих пор, хотя изначальные понятия потеряли уже давно. Не менее любопытно было узнать бога любви Амура в образе славянского Леля или, к примеру, выяснить, кого называли "кострома".
Комментарии
Как говорил Задорнов: Мы [русские] - православные с языческим лоском...
Да так и есть же.