Больше рецензий

Flicker

Эксперт

по аудиокнигам

23 августа 2019 г. 12:35

536

4 Удивительное путешествие ёлки из леса на праздничный стол

Уже в ранней юности, после просмотра западных новогодних фильмов ("Один дома", например), я начала задаваться вопросом почему у нас все не так как у людей празднуют Новый год, а не Рождество. Позже появились вопросы по поводу Старого Нового года. И почему у нас есть Снегурочка, а у других только Санта Клаус. И прочее, и прочее.
На все эти вопросы можно найти ответы в работе Душечкиной. Она весьма подробно рассказывает историю возникновения как самой ёлки (рождественского дерева), так и праздника, именуемого аналогично. Автор делает упор в первую очередь на литературное наследие нашей страны. Как доказательство того или иного нововведения касательно Рождества и ёлки она приводит цитаты из книг, а также описывает гравюры, плакаты, иллюстрации журналов. Мне лично этих иллюстраций в книге не хватило. Было бы не лишним, если бы в издание включили хотя бы некоторые из описанных Душечкиной картин. Зато литературные источники приводятся все (515 источников, в том числе иностранных).
Интересно было наблюдать как на протяжении десятилетий мистический символ ёлки терялся и снова находился. Сперва рождественское дерево олицетворяло собой вечную жизнь и рождение Спасителя. В погоне за роскошью этот символ был потерян. Намного важнее стало бросить пыть в глаза соседей, чем научить детей, ради которых и наряжали ёлку, скромности и справедливости. В дореволюционные времена ёлку отдавали детям на растерзание, как тряпку отдают Тузику. Из поколения в поколение предавалась мысль, что важны подарки, а не дерево или его символ. Стремясь заполучить лучший подарок рождественское дерево валили на пол, ломали, а вместе с ним и символ чистоты и прощения. Теперь к ёлке относятся более гуманно, но все же по прошествии стольких лет в нас все еще процветает уверенность, что самое важное в новогоднем празднике - подарки. Душечкина проводит хорошее исследование касательно русской ёлки, но не осмеливается копать еще глубже. Мифологию она рассматривает поверхностно, но даже в этом случае можно заметить, что во времена зарождения зимнего праздника самое важное были не подарки или роскошное убранство ёлки, а связь с божественным. На западе память об этом в какой-то мере сохранилась, но все же праздник ёлки везде стал чисто коммерческим.
Что же касается отличия русской ёлки от зарубежной, то кроме всего прочего Душечкина отмечает наличие у нас Деда Мороза, Снегурочки и лесных зверей, как обязательных персонажей Нового года. Оказывается Дед Мороз в России появился совсем недавно. Во всяком случае в дореволюционные времена про него и думать не думали, и слышать не слышали. Любопытно, что имен для доброго старичка предлагалось великое множество, а самое подходящее "нашел" Сергей Есенин. Снегурочка же становится обязательным гостем еще позже, чем Дед Мороз. У нее тоже есть своя история, и в отличии от Деда Мороза мифы о ней уходят корнями в язычество.
Таким образом Душечкина действительно провела очень важное и интересное исследование нашей культуры. Для более детального знакомства с каждым периодом, можно найти дополнительную литературу или же использовать тот список, что представлен в книге. Но как краткий и информативный экскурс в вопрос о русской ёлке данная работа несомненна имеет высокую ценность.

Книга прочитана в рамках игр
KillWish. Тур 3. Постапокалипсис: Программа Элис активирована!
Книжное государство. Бригада каменщиков "Не стой под стрелой!" помогает в строительстве города Crossville. Объект ЗООПАРК
Флешмоб ''Нон-фикшн''. Тур 68
Собери их всех! Карта Канто. Поляна - “Неограниченный простор”

Спасибо sartreuse за рекомендацию. Возможно, вы не помните, но книгу Душечкиной посоветовали мне именно вы.

Комментарии


Оказывается Дед Мороз в России появился совсем недавно. Во всяком случае в дореволюционные времена про него и думать не думали, и слышать не слышали.

Вот те на! А как же старинная русская народная сказка "Морозко"? Ведь именно так - Морозко - его всегда и звали раньше на Руси. Кроме того, иногда в сказках он появлялся под именами "Студенец" и "Трескунец". А потом уже появились его новые литературные имена: "Мороз Иванович" (у Одоевского) и "Мороз Красный нос" (у Некрасова).


Перечисленные произведения автор тоже упоминает в своем исследовании. Но дело в том, что как Дед Мороз он появляется довольно поздно. А все ранние его ипостаси часто выступают скорее в негативном ключе. У того же Некрасова, Мороз явно не добрый дедушка.
Во всяком случае я так это поняла.


Оказывается Дед Мороз в России появился совсем недавно. Во всяком случае в дореволюционные времена про него и думать не думали, и слышать не слышали.

То есть я хочу сказать, что упоминания о неком Морозе может и были, но наш Дед Мороз с подарками к детям до революции не приходил. Ёлка была чисто родительской затеей и дети раньше получали психологической травмы от осознания, что Деда Мороза не существует.


А, ну в этом смысле, согласен. Да и в северных деревнях даже в XX веке не было моды ставить в избах елку. Моя мама рассказывала, когда была совсем маленькой она привязывала мешочек к дверной ручке снаружи, а утром находила в мешочке конфеты, которых никогда раньше не пробовала. Она даже сейчас помнит вкус тех конфет. Наверное мой дедушка, её папа, где-то умудрялся доставать те конфеты перед праздником.


Ёлка вообще долгое время была развлечением только для богатых. И первое время, даже если на ёлку приглашали крестьянских детей, все получали разные подарки. Барским детям и книги, и конфеты, и игрушки, прочим - яблочки. Одна из названных причин борьбы правительства СССР с этим праздником состояла в том, что это был буржуйский праздник. И много подтверждений можно найти в литературе (та же "Девочка со спичками" или "Мальчик у Христа на ёлке").
Но обо всем этом лучше читать в работе Душечкиной, а то я уже пересказом занялась. Спойлерю.


Я читал "Мальчик у Христа на елке" Достоевского, а андерсеновскую "Девочку со спичками" я видел в прекрасной немецкой экранизации 2013 года. :)


опечаталась.

дети раньше не получали психологической травмы