Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

23 августа 2019 г. 09:18

243

4 Маска, я тебя не знаю

Открытие Эриком Эриксоном кризиса идентичности для супергероики давно стало естественной темой. Еще один повод поговорить о том, с каким лицом можно творить зло. Собственно, третья часть «Игры с огнем» Брайана Вона сводит всю историю к этому мотиву. Оракул и Найтвинг устраивают саркастическую пикировку по поводу набора личностей друг друга. А вернув себе маску Спички Мэлоуна, Бэтмен может исполнить предсмертное обещание и совершить убийство. Ну, так себе убийство… Сразу вспоминаются зрители театра кукол, которые с полным проникновением верили в смерть героев и ужасались творимому на сцене насилию. Здесь эту детскую и экзальтированную веру воплощает Чревовещатель. Но для него всё сложнее, ведь Лицо-со-шрамом – это его вторая личность, вполне реальная, смысл жизни Арнольда Вескера. И на вентилятор психоза накидывает Найтвинг, заявляя, что Брюс Уэйн – это всего лишь дополнительная маска для Бэтмена (перевод Екатерины Романовой). А чтобы усилить драматизм, финальная встреча злодея и героя происходит в том самом кинотеатре, после посещения которого убили родителей Уэйна.

Помимо невероятной силы, грубости и постоянных экспериментов над собой ради миссии, Брайан Вон добавляет Бэтмену еще одну черточку. В самом финале выпуска супергерой дает надежду читателям, что он все-таки открыт для дружбы и помощи со стороны. Это важно для любой мифологии, воспроизводящей вечные сюжеты – проявление социализации, снижение напряжения и уровня страхов перед силами зла. Во вселенной Бэтмена акцент сделан на гангстерскую атмосферу с участием фриков, чьи сверхспособности появились по большей части из-за социальных травм. И они не заслуживают гибели, а только изоляции. Бэтмен – носитель справедливости, но и выразитель сочувствия к отверженным. Вон в сценарии довольно увлекательно жонглирует этими установками. Мы видим героя, готового совершить жестокое убийство случайной «шестерки» (у которого семья и дети!), заносчиво отвергающего любую помощь со стороны подручных и эффектно выкарабкивающегося из собственного кризиса. Да, маски и личности – это игра с огнем. А спички детям не игрушка, что и подтверждают все философские терзания даже периферийных персонажей.

Главной удачей Скотта Макдэниела и Роберты Тьюз следует считать Лицо-со-шрамом. Если присмотреться, то видно, что очертания лица куклы почти не меняются. Но ракурсы, тени и расположение глаз передают множество эмоций – холодная жестокость, удивление, страх, азартная кровожадность. И в финале краткого сражения взгляд куклы рифмуется со взглядом Бэтмена (в облике Спички Мэлоуна) – озлобленный прищур. Внутренняя тьма – великая помощница, но и великая опасность. Кризис идентичности. Помнить, кто ты такой, завещает один из персонажей. Но если у тебя с десяток личностей – где же настоящая? Даже офисный работник легко сопоставит свои социальные роли с красочным миром безумного Готэма.