Больше рецензий

22 августа 2019 г. 14:59

905

5

Каждый раз принимаюсь за чтение литературных памятников старины с особым трепетом, ведь это настоящая возможность приоткрыть завесу тайны над образом жизни и образом мыслей людей прошлого. Бесплатно (ну, почти), без SMS и регистрации, понимаете? И мне больно смотреть, когда читатель, не имея представления о том, как работает история, банально не понимает, что именно он держит в руках, так что произведение вызывает у него недоумение и разочарование.
Уже и не помню, кто из историков впервые высказал замечательную мысль: вся информация о людях прошлого, которую мы получаем, проходит через фильтр наших собственных (т.е. людей настоящего) представлений о мире, а потому невольно может трактоваться нами превратно, искажённо. Чтобы минимизировать этот эффект, исследователь должен «вжиться» в исследуемый им исторический период, а чтобы сделать это, он должен обладать знанием предмета. Другая проблема, уже касающаяся конкретно кельтских литературных памятников, ёмко высказана кельтологом Григорием Бондаренко в его работе «Мифы и общество Древней Ирландии»: «Литературные памятники скорее рисуют картину повседневной жизни литературных героев, законодательные трактаты также дают идеализированное изображение положения вещей, каким оно "должно быть", но никогда не было». Читателю, взявшему в руки эту книгу, следует помнить об этих двух вещах, и тогда он избегнет разочарования. Еще лучше будет на время отложить эту книгу и взять в руки какое-нибудь кельтологическое исследование, чтобы не сокрушаться, что древние кельты, их культура и литература внезапно не соответствуют представлениям о них, почерпнутым в современной массовой культуре.
От этой книги я ожидала одновременно и меньшего, и большего. С одной стороны, литературные произведения, собранные в ней, свидетельствуют о невероятной развитости кельтской культуры, а ведь сочинены они были в глубокой древности и в XII веке, когда ирландский монах Аэд Уа Кримтайнн их записал, уже считались делом давно минувших дней. С другой стороны, века, отделяющие современного читателя от кельтских героев, от их сочинителей, наконец, от средневекового составителя, объединившего всё это в единую книгу, иногда казались мне совершенно непроницаемыми: я читала и осознавала, что не могу понять мотивы действий некоторых героев — настолько их мироощущение отличается от мироощущения современного человека. Конечно, комментарии в некоторых случаях приходили на помощь, но, на мой взгляд, они, всё же, недостаточны для такого издания.
И, вместе с тем, как же я ликовала, когда сквозь эту многовековую завесу ко мне пробивался росток понимания и у меня получалось осознать хотя бы крупицу невероятного трагизма «Похищения» и его персонажей! Самое лучшее в чтении — это чувство, когда удаётся понять задумку автора. А самое лучшее в истории — это понимание мыслей и чувств человека прошлого. При чтении этой книги мне удалось испытать и то, и другое.

Спасибо за волшебный пинок на ниве освоения моего вишлиста флэшмобу «KillWish».