Больше рецензий

15 августа 2019 г. 20:20

588

5

Древний Египет всегда был для меня зашифрованной страницей истории. Даже в школьном курсе, где становлению этой цивилизации отводилось немало времени, у меня не получалось составить для себя цельную картину даже в упрощённом варианте. Впоследствии мною была прочитана не одна книга, посвящённая этой удивительной культуре, но и там я натыкалась только на разрозненные обрывки – паззл не складывался. Греки, римляне – пожалуйста: ранжированный пантеон в сочетании с веками отработанными обрядовыми алгоритмами сформировали устойчивое восприятие людей и обычаев того времени. Но только не Египет, хотя материальных артефактов там осталось ничуть не меньше, а то и больше.

Я развил развитие развитий. Я развился в облике развитий бога Хепри, которые развивались в начале времён. Я развился с развитиями бога Хепри. Я развился при помощи развития развитий, то есть я развился из первозданной материи, созданной мною, я развил себя из изначальной материи.

Как оказалось, у этого феномена есть вполне себе логическое обоснование. Его Уоллис Бадж озвучивает сразу в своем вступительном слове. Вся эта калейдоскопичность восприятия культуры Древнего Египта связана в первую очередь с тем, что религия и, как следствие, культура региона находилась в постоянном развитии. Поклонение тем или иным богам зачастую носило исключительно локальный характер, вплоть до границ небольших поселений. Дополнительную интерпретационную сложность создают неполные письменные трактаты. Пробелы текстовых фрагментов приводят к неточности перевода. Для его улучшения необходимы новые археологические открытия, которые, увы, не делаются в одночасье или по чьей либо указке.

Я великий бог Нун, родивший себя сам и сотворивший свои имена, создавшие сонм богов. Но кто это? Это Ра, творец имён своих членов, которые воссуществовали в виде богов , находящихся в свите Ра.

В силу своего небольшого объёма, книга лишь поверхностно касается темы посмертных обрядов Древнего Египта. Но даже в таком исполнении автору удалось помочь читателю в моём лице составить логически выстроенный ассоциативный ряд. Особенно путаные фрагменты религиозных культов сопровождаются пояснениями, а в некоторых случаях и историческими справками (привет, Эхнатон). По факту, этой книги будет недостаточно, чтобы понять ушедшую культуру в полном объёме, но она и не ставит перед собой эту задачу. Ее цель – создать у читателя понятийную базу и с ней она, эта книга, отлично справляется.
картинка tsumikomu

#Нон-фикшн 2019