Больше рецензий

3 августа 2019 г. 18:37

168

4 Увертюра пустого пространства

— так называет Анджей Стасюк Дуклю, маленький город Польши. Так писатель называет повесть. Так называется книга, написанная из ниоткуда в никуда, без начала и конца, без фабулы со своими завязкой и развязкой. Еще один повод задуматься - значение самого слова «дукля»: это маленький шурф, который служит вентиляционной скважиной при разведке ископаемых или используется для их добычи примитивным способом. Скважина, по которой свободно гуляет ветер пустоты, способный занести и вынести в обе стороны любые мысли. Ощущение,словно читаешь чистый поток сознания, без начала и конца, в режиме онлайн. Практически безописательно событийное, бесконечное.

Книга, включающая одноименную повесть и несколько миниатюрных зарисовок, написана в 1997 году. К этому времени писатель уже десять лет как переехал из столицы Польши в провинцию и поселился в маленьком селе, состоящем из тринадцати домов. Возможно, этот факт его биографии в совокупности с тем, что Стасюка тянет путешествовать на периферию цивилизации (эти поездки служат ему источником вдохновения для творчества) и сделали «Дуклю» таким убедительный литературным пространством для философских размышлений о сущности быти. Временами у меня создавалось впечатление, что все остальные маленькие рассказы-зарисовки, составляющие книгу, тоже существуют в рамках этого же пространства. Возможно, так оно и есть - ничего конкретно указывающего на что-либо в книге вообще нет.

Очень витиеватый слог и перегруженная образность первое время сильно затрудняли восприятие. Потом мой разум отключился, и чтение, теперь больше интуитивное, пошло лучше. Книга напоминает картины Леонида Афремова, только в монохромном исполнении: размытые пятна краски создают расфокусированное изображение, на котором никак не сосредоточиться, но впечатление оставляет сильное.

«Неподвижнось», «застывшее», «свет» - самые часто встречающиеся слова в книге-размышлении о свете и тьме, материи и её распаде, метаморфозах пространства и времени. Стасюк играет словом со временем, меняя скорость его течения от медленного до практически застывающего. Время и пространство, материя и жизнь - изменяющиеся субстанции-антагонисты в философии писателя. Свет - некая объединяющая константа. И все эти понятия, похоже, являются главными персонажами книги.

Раз за разом всё возвращается к Дукле, но не развиваясь по спирали, а обнуляясь. Развитие сюжетов напоминает мне музыкальное развитие у Брукнера: тщетные попытки подобраться к сути с разных сторон, попутно описывая все, что попадается на пути. И вроде бы каждое возвращение - это разные временные периоды (хотя понятие времени в книге какое-то бесконечное и нескончаемое, неизмеримое и необозначаемое), от детства автора до практически современности, но ощущение застывшего безвременья не покидает ни на секунду.

«Дукля» - это путешествие среди названий в растворе чистой идеи. Анджей Стасюк в своей книге спицами из букв выплетает тонкое кружево застывшего бытия, филигранного, прекрасного; словно мороз вырисовывает свои узоры на замерзшем окне. Хорошо, когда смотришь на завораживающее действо из теплой избы. Читая «Дуклю», мне казалось, что я наблюдаю это, стоя по пояс в снегу.