Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июля 2019 г. 19:02

1K

3.5

Дебютный роман англичанки Элизабет Макнил, получивший премию Caledonia Novel Award 2018 и быстро добравшийся до русскоязычной аудитории. Сохранена интересная оригинальная обложка, содержащая ключевые сюжетные элементы, которые станут понятны после прочтения, а до того кажутся просто рандомным набором. Люблю такой тип обложек.

Действие начинается в 1850 году в Лондоне. Главная героиня Айрис Уиттл работает вместе с сестрой-близняшкой Роз в кукольной лавке миссис Солтер. Айрис расписывает лица кукол, а Роз шьет им одежду. Скупая и злая хозяйка периодически раздает тычки и щипки девушкам, контролирует их, требует непрерывно и без отдыха трудиться, а платит мало. Айрис мечтает писать картины и когда-нибудь добиться известности. По ночам она иногда рисует наброски в подвале тайком от миссис Солтер и сестры.

Перенесенная болезнь изуродовала лицо Роз, и она отыгрывается на сестре, завидуя, что у той все осталось по-прежнему. Айрис тоже имеет физический недостаток – выпирающая ключица, которая неправильно срослась, но Роз считает, что лицо важнее и только оно способно зацепить подходящего мужика, чтобы выйти за него замуж. Для Айрис главное стать художницей и она осознает, что замужество отрежет навсегда любую возможность осуществить мечту, поэтому не пытается присмотреть мужика в качестве способа вырваться из заточения кукольной лавки, а Роз недовольна, что Айрис имеет нужные ей данные и не использует их. Консервативные родители предполагают для девушек только один путь – замужество и понимают, что у Роз уже все потеряно. Но Айрис должна поступить правильно: сначала тяжелая работа в лавке и «благородный труд», потом «честная жизнь с мужиком». Они уже подобрали ей кандидата и вовсю сватают.

Но Айрис надоела пыльная кукольная лавка, монотонная работа и пугает перспектива сменить одно ярмо на другое. Встреча с художником Луисом Фростом меняет жизнь героини. Луис предлагает ей позировать для его картины и попутно брать уроки живописи и Айрис соглашается, потому что это ее единственный шанс попытаться сделать карьеру художницы. Она бросает работу в лавке и получает обвинения от родителей и сестры в неправильном поведении. Айрис считает, что Луис будет хорошим человеком и не сделает ничего предосудительного, а она всего лишь сменит работу и заодно займется написанием картин.

Параллельно развиваются линии других героев: чучельника Сайласа Рида и уличного мальчишки Альби. Как в романах 19 века окажется, что все они связаны между собой. Неспешное повествование тоже ассоциируется с теми временами. Обстоятельства жизни Альби, его характер и отношение к нему Айрис напоминают романы Диккенса. А Сайлас вмещает в себя кусочки из различных ранее прочитанных книг о психопатах и маньяках. Больше всего это смахивало на «Ты» Кэролайн Кепнес. Только без современного жаргона и зацикленности на мейнстримных фильмах. Сайлас себе вообразил, как Айрис подает ему тайные знаки, что они идеальная пара и будут счастливы вместе. Он тоже преследует ее повсюду и вынашивает планы по принуждению героини к отношениям с ним. Чучельник ведет сам с собой воображаемые диалоги с участием Айрис и бесится, когда они не соответствуют действительности. Но всегда трактует поведение и реакцию Айрис с выгодой для себя. Судьбы Флик и Гидеона не секрет, потому что это один из самых популярных ходов.

Главные герои хорошо выписаны, но Айрис все-таки чуть хуже остальных. На ней как-то меньше задерживался авторский взгляд. Нам о планах Сайласа об открытии своего музея известно больше, чем о творческих планах героини. Жизнь и цели Айрис сфокусировались только на Луисе, едва они познакомились. Девушка не так упорно хочет стать художницей, как тот же Сайлас стать знаменитым или Луис. Любовная линия построена на заезженном штампе: «Она не такая, как другие девушки, а он не такой, как другие мужчины». Якобы Луис оценил ее внутренний мир, но потом он говорит, что она выглядела как настоящая леди, поэтому он обратил на нее внимание. Т.е. не было бы этого внешнего, так и осталась бы она в лавке Солтер. Но Макнил не развивает эту мысль и не делает нужных выводов. Наоборот Айрис противопоставляется другим женщинам и Сайлас ею интересуется тоже из-за «нетакизма». Что-то там у нее одухотворенное есть, флер неземной чистоты, красоты и это вот все. Вроде как поэтому мужчины в восторге и разглядели внутреннее за внешним.

Луис позиционируется как «не такой» и положительный герой в противовес отрицательному Сайласу. Но как обычно выясняется, что это ложь. Здесь немного спойлера: он бросил жену и ребенка, чтобы свободно писать картины, а не обременять себя. Он обвинил во всем жену, мол, она истеричка и его раздражает. И потом он говорит, что может быть простит ее. Че? Сначала мне показалось, что Макнил задумала мастерски использовать заскорузлый штамп «нетакизма», чтобы потом его разрушить до основания и показать, что он прогнил. Что Луис и Сайлас – это разные сорта одного и того же, только один из них виден сразу, а второй притворяется хорошим. Сюда прекрасно укладывалась порча картины Айрис как бы животным. Но на самом-то деле это сделал Луис, чтобы она не составила ему конкуренцию на выставке – так я думала и восхищалась мыслью Макнил. Но оказалось, что все просто и шаблонно: Луис ничего не делал, он любит Айрис, потому что она «не такая, как другие девушки и в т.ч. его жена». А она любит его, хоть и хотела писать картины и сделать карьеру художницы, но он ведь «не такой», поэтому важнее всех первоначальных планов. Как же это надоело.

Макнил старается заретушировать это и добавить «лайт-феминизм» в книгу, но суть проглядывает. Айрис вроде как хочет писать картины и даже придумывает сюжет и пишет. Она делает успехи в живописи, у нее есть талант. Но по-настоящему ее переживания связаны с Луисом. Много сказочного и стереотипного: Луис ее не тронул, потому что она хорошая девушка, а не как те остальные его натурщицы. Луис ей платит и ее учит. Луис заинтересован в ее карьере. Айрис находит вдохновение для творчества у Луиса. Путь художницы полностью растворился в любовной линии. Забавная смесь как бы самостоятельности героини и ее зависимости от Луиса. «Я должна сама спастись» и «Луис, почему ты меня не спасаешь?» одновременно.

Были хорошие кусочки, которые позволяли надеяться на авторскую мысль или оригинальность. Понравилось, что когда Айрис разглядывала картину Луиса, для которой она позировала, то увидела, что он изобразил свое представление о ней и те качества, которые хочет видеть в женщинах, а не те, какими обладала она на самом деле. Есть и другие подобные кусочки, но в целом книга стереотипна, а кусочки использованы как отвлекающие маневры.

Сюжета здесь нет совсем. Как изначально расставляются фигуры и акценты, так и сохраняются до конца. Динамики никакой. Я ее не ждала, но на всякий случай говорю, что любителям сюжетных поворотов или интриги рассчитывать не на что. Плен у маньяка будет ближе к концовке и не он главный в книге. Кстати, сама концовка очень скомкана. Макнил размеренно и неторопливо продвигалась в течение всего повествования, а к развязке вдруг все оборвала, словно устала писать. По жанру это не готика и не триллер, потому что переживать не за что, а обычный исторический роман. Атмосферный, хорошо написанный, погружающий в эпоху с первой строчки, с деталями, позволяющими представить себе происходящее. С не скучными и не занудными описаниями, с балансом между действием и рассказом о чем-либо.

Мне очень понравилось, как книга написана. Мне нравилась тема искусства и как она подавалась. Не так в лоб, будто Макнил специально вываливает все знания на читателей, а походя как дополнение или раскрытие, как что-то обыденное. Люблю читать о том, как создаются картины, о творческих людях и их взглядах на мир, об исторических фактах, которые выглядят как текущая реальность. Строительство стеклянного павильона или братство прерафаэлитов, например. Это перемещает в ту эпоху. Мне жаль, что книга не о том, как Айрис поставила себе цель и смогла добиться ее или не смогла. А она о том, как героиня была прекрасна и этим привлекла внимание «не такого» и «такого». Ничего кроме любовной линии и спасения героини от маньяка здесь нет. Ни новых мыслей, ни идей.

Есть жестокие сцены издевательства над животными и убийства животных. Есть подробности работы чучельника, они тоже содержат неприятные моменты.

В целом книга цепляла и держала внимание до конца. Она мне понравилась и разочаровала одновременно. Потенциал у Макнил есть, она могла бы написать что-то действительно уникальное. Книга подойдет любителям исторических романов.