Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июля 2019 г. 07:42

5K

4.5 Ангелы, свертывающие небеса

У меня есть несколько десятков книг, которые медленно, рывками перекочевали в Питер из «родового поместья». Большая часть из них, в свою очередь, попала в это самое поместье от дальнего родственника бабушки, которого непонятно почему называли «дядя Саша». В молодости, до войны, он косил под Маяковского (судя по фотографиям из Крыма 30-х), в войну побывал в немецком лагере для совслужащих после захвата Воронежа, но особо не пострадал, после войны женился и остепенился, но детей не завел, так что вел жизнь советского джентльмена, собирая книги (по рассказам, тысячи), наблюдая за птицами (с дневниками и прочими атрибутами) и участвуя в судьбах бедных родственников.

Странно читать их, эти книги, странно видеть карандашные пометы (синим или красным, черты на полях, подчеркивания, галочки и ‘N.B.’), когда этого человека давно нет. И странно видеть, что ты подчеркнул бы эти же строки, по крайней мере процент совпадения обычно высок, будь то книга Зикмунда и Ганзелки , Керам или вот Д.С. Лихачев.

Брошюра эта очень мила (30 000 экземпляров, 1962 год). Она и артефакт, ибо видны в ней давно отмершие концепции, она и живое исследование, ибо сквозь эти концепции пробивается нормальный язык, стиль, вполне уместный, например, у Кларк или Добренко .

Основное содержание – второе южнославянское влияние, которое Лихачев описывает как процесс взаимообогащения культур Руси, Сербии и Болгарии, т.е. отказывается видеть происходившее как простой процесс заимствования. В целом ему куда больше импонирует термин «предвозрождение», которым он описывает большую психологичность литературы, живописи и архитектуры.

Меня, как обычно, привлекли не рассуждения о взаимовлиянии стилей, перетекании учения о языке между церковными интеллектуалами, и даже не образы Феофана Грека и Андрея Рублева (Феофан привлекает больше, эта удивительная суровость пророков с арановым узором волос). Меня удивили детали, преломляющиеся в другом свете сейчас.

Так, говоря о начале пушечного дела на Руси в конце XIV века, Лихачев упоминает, что появление у нас казнозарядных орудий было заметным прорывом и существенно опережало появление оных в Западной Европе. Что это, отзвук компании борьбы за русские приоритеты второй половины 1940-х? Крякутной и Ко? Забавно, что подумал бы Лобин о таком комментарии Лихачева.

Академик занятно пишет о психологизации жизни на примере растущей популярности истории о Петре и Февронье. Предположу, что в 60-е это было очевидной экзотикой, само упоминание, теперь же это элемент набившей оскомину госпропаганды.

Занятно было и читать про Стефана Пермского. При первом чтении этой брошюры я не запомнил, что Лихачев несколько раз к нему обращался, рассказывая о том, как писатели обрабатывали сюжет обращения и создания азбуки. Не вспомнил и потом, когда Сердце пармы читал, а ведь там он неоднократно упоминается Ивановым.

Но любопытнее всего было читать об эволюции образов богатырей. Прежде всего об Александре Поповиче (вот не задумывался никогда, что Алеша-то не от Алексея), который прошел за короткий срок, если верить источникам, путь в литературе от удельного храбра, чьей основной задачей было крошить дружины соседних князей, до общерусского богатыря, потеряв по пути все реальные привязки, замок, князя, которому служил, да еще и удревнившись на двести лет.

Лихачев пишет о Епифании Премудром и Рублеве с нежностью, с душевной такой интонацией. Интересно, не попадалась ли Тарковскому на глаза эта брошюра? При всей несхожести жанров, знаменитый фильм в чем-то перекликается с этой работой о Предвозрождении.

Комментарии


об Александре Поповиче (вот не задумывался никогда, что Алеша-то не от Алексея)

А на основании чего вдруг Александр? Из-за боярина Олеши Поповича? Так там отождествление сомнительное. В сказках и былинах он везде Алеша или Алексей, никак не Александр.


Как, как ты можешь сомневаться в академике, моральном авторитете и прочее? Вот я не смог. Ссылки в книге нет (научпоп), со страницы 108 по 115 Лихачев активно пишет именно об Александре Поповиче (в сети pdf есть, можешь подробно посмотреть при желании). Цитаты такие:

"Как складывались и развивались былины, какие идеи были ими выражены? На этот вопрос отвечают летописи. Разновременные летописные записи, сделанные летописцами в ХV и ХVI вв. на основании различных песен сказителей, могут раскрыть нам историю былинных сюжетов об одном из главных богатырей русского эпоса - Алеше или Александре Поповиче".

"Древнейший рассказ о подвигах Александра Поповича находится в Тверской летописи, составленной в 1534 г. и иначе называемой Тверским сборником. Составитель этой летописи, ростовчанин родом, переписывая события русской истории, внес в свою летопись рассказ о подвигах своего земляка Александра Поповича, не дошедшее до нас древнее «Описание» которых он имел под рукой. Его тpeвожили «высокоумие», гордость и кичливость русских князей, принесшие гибель русским богатырям, и он решил включить содержание этого «Описания» с двойною целью: укорить русских князей за их самонадеянность и восславить своего земляка, ростовского «храбра» Александра Поповича, погибшего в битве по легкомыслию князей".

«Был некто из ростовских жителей Александр, прозванный Попович, и слуга был у него именем Тороп», так начинается включенное летописцем в свою летопись древнее «Описание». Оно не отличается детальностью, суммарно излагая события. Александр Попович служил первоначально владимирскому великому князю Всеволоду Юрьевичу (""Большое Гнездо")".

И так далее на восьми страницах.


Понятно, спасибо за такой развернутый ответ.


30 000 экземпляров в 1962 году - было время для таких книг