Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

21 июля 2019 г. 03:09

1K

5 Невроз покинутых.

Название «Анатомия развода» подразумевает, что речь пойдет о каждом участнике развода, но на деле произведение Базена в оригинале называется «Madame Ex», бывшая. И, на мой взгляд, это меняет смыслы, по-другому расставляет акценты. Да, в романе можно увидеть точку зрения мужа (который уже как 5 лет не живет с семьей и наконец-то может оформить развод, чтобы узаконить отношения с любовницей), с точки зрения той самой любовницы (которая готова была терпеть все это ради него, простила ему четверых детей и брак, и которая старается изо всех сил быть хорошей), точка зрения Четверки, так в семье Давермель называют детей (которые раскололись на лагерь мамы и папы). Да, они есть. Но главной героиней, осью, первоосновой является фигура экс жены. Сорокадвухлетней Алины Давермель.

Ярость. Бессилие. Едва ли не бешенство. Алина, брошенная жена, та которая долгие годы отказывалась смириться с предательством мужа и до последнего вздоха верила, что он одумается, вызывала у меня очень сильные негативные эмоции. С одной стороны, ее можно только пожалеть. Она отдала браку 25 лет, родила 4 детей, посвящала все свое время дому. У нее нет какой-то профессии (хотя в юности, в 1941, она недолго работала машинисткой), а теперь оставшись одна, она по-прежнему полностью зависит от бывшего мужа финансово, что так унизительно, и опять же ничтожно мало. Кроме того, в обществе быть женщиной от которой ушел муж в те времена порицалось, Алина буквально кожей чувствует себя прокаженной. В общем, причин, чтобы пожалеть ее есть! Тем более, из чисто женской солидарности… Муж ушел к девушке, которая значительно ее моложе, когда Луи начал жить с ней, той было всего 20 лет (а сейчас, когда они оформляют развод уже 25). Плюс ко всему одиночество Алины, чувство брошенности, предательство мужчины вызывает жалость. Итак, причин сочувствовать сколько угодно, но на деле, сочувствия у меня нет. Ни капли.

Алина источает такую ненависть и безрассудную ярость, что от жалости не остается и следа. И среди всего того потока скандалов, оскорблений и прочего, больше всего меня задело ее отношение к детям. Она бьет младшего сына за то, что он рад встречи с отцом. Она прибегает к всяческим уловкам, чтобы помешать ему видеться с детьми. Она буквально говорит: «Я заберу у тебя, подлеца, детей и нанесу тебе такой удар, что ты скажешь – лучше бы она их не рожала». Она настраивает детей против отца, рассказывает какой тот мерзавец, она учит старшую дочь воровать из кошелька мачехи деньги, брать без спроса ее вещи, ломать что-то, выискивать документы. Она шантажирует мужа, подстраивает все так, чтобы срывать его встречи с детьми. На невинный вопрос о детских успехах в школе, она орет на него, что это не его дело. И т.д… И т.п. Потоки яда и ненависти во всех ее неприглядных проявлениях.

Кроме всего прочего сам автор пишет о ней с позиции осуждения и неодобрения. Он словно бы, да, понимает, что Алина – бедняжка, но пишет о ней так, что вызывает лишь отторжение. Он выставляет ее глупой, склочной, скандальной, узколобой, мстительной, алчной, лгуньей, ограниченной и некрасивой. Он пишет о ней так – «уксус», «растрепанная, опухшая», «вид у нее жалкий», «упрямая», «сжав зубы, с раздувшимися от волнения ноздрями». О какой там симпатии или сочувствии может идти речь при таком описании. Очевидно, что сам автор не одобряет и не принимает свою героиню.

А события в книге тем временем идут своим чередом. Мне очень понравилось, как Базен выстраивает хронологию романа. Он описывает 2-3 дня, значимых в истории семейства, подробно. Например, как Алина переезжает в маленькую квартиру, как Луи обустраивается в новом доме, а его новая жена создает уют. Или когда умирает отец Алины, как реагируют дети, как переживает это сам Луи. А потом писатель переносит нас на пол года вперед, иногда немного меньше. И это очень уместно и снимает некое напряжение, потому что каждый раз скандалы и ненависть Алины по новому поводу, доводят меня до апогея неприятия. Кроме того, такой стиль позволяет держать динамизм, разворачивает события. Ибо читать лишь о чувствах людей в процессе развода и после него лично для меня было бы невыносимо. А так можно сосредоточиться на событиях, увидеть, как дальше будет разворачиваться эта война.

Итого роман охватывает долгий период в почти десять лет. Спустя этот долгий срок война закончится, дети уже будут взрослыми, Алина тоже в некотором роде изменится… Я читала последнюю «главу» (беру в кавычки, потому что привычного деления на главы нет, деление идет по датам и годам) с замиранием… Я не ожидала такого финала от Базена. Даже помыслить не могла, что он способен на такое. Для меня он реалист до мозга костей, пессимистичный, сентиментальный, но реалист. Но вот нет. Он разный, и доля романтизма, сентиментальности ему не чужда…

Этот роман вызвал у меня настоящую бурю эмоций. Я уже давно не читала так… жадно. Прямо боялась хоть слово пропустить.  Невроз покинутых – так отозвался об Алине один из героев романа. На мой взгляд, это отражение самой сути Алины и ее истории. Развода, у которого нет срока давности.

Это рецензия из моего жж