Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июля 2019 г. 16:05

632

3.5

Вообще историческая литература не относится к числу моих любимых жанров, даже если это красивое Средневековье или хороший детектив, так что объяснить себе, почему я вдруг стала читать эту книгу, я не могу – разве что в поисках разнообразия. Конечно, надежда на то, что попадется нечто неординарное, особенно в этой серии, есть всегда, но это был явно не тот случай. Поэтому впечатления остались средненькие, серенькие и скучненькие.

Во-первых, модель «Холмс-Ватсон», которая обычно себя оправдывает в любом временном хронотопе, не всегда является гарантией писательской удачи, и здесь это именно так. В роли Шерлока Холмса выступил не кто-нибудь, а Леонардо да Винчи (вот уж кому приходится беспрерывно поворачиваться в гробу, настолько эксплуатируемым в последнее время является его образ!), а в роли более чем активного Ватсона – юнец-медик Гвидо Синибальди, движимый любопытством и жаждой «доблестей, подвигов и славы».

Во-вторых, я совершенно не прониклась реконструированной автором атмосферой итальянского XVI века, древними реалиями Рима. Эта аура могла бы, наверное, украсить роман сама по себе, но - не случилось: все было сухо, бегло, современно и очень поверхностно. Духа времени не чувствовалось, язык довольно канцелярский, да и сам текст казался торопливым и схематичным, как сценарий, а Средневековье, как мне всегда кажется, требует неспешности и описательности, какие бы ни свершались в нем события. Если это стилизация, то неудачная, если это сценарий, то многословный, если это литература, то я –Папа Римский. Ну, и призраки У. Эко, Д. Брауна и даже Шекспира бродили где-то поблизости, настойчиво призывая читателя к сравнению.

В-третьих, это был коллаж, составленный из расхожих шаблонов: Леонардо да Винчи, картина Босха, которую копирует злоумышленник, время правления Медичи, Рим с его архитектурными памятниками, библиотека Ватикана, катакомбы, кардинальские интриги, надписи, сделанные кровью, украденная святыня, которую надо вернуть «за сорок секунд». На что рассчитывал автор? Что читатели не знакомы с первоисточниками?

В-четвертых, совершенно дурацкая любовная линия, начавшаяся, вроде, как «Ромео и Джульетта», но кончившаяся ничем. Зачем автору понадобились эти невнятные эпизоды, так и осталось непонятным.

В общем, bla-bla-book.