Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июля 2019 г. 23:28

450

3

Люблю книги, в которых место действия является ещё одним главным героем. По сути даже не важно, что это за место - зелёные леса Австралии, извилистые улочки какого-нибудь среднеевропейского города или заброшенный далеко в Атлантике остров; главное - то, что это место не безлико, не серо, оно является не просто фоном, но органичной и обязательной частью истории, которая могла случиться где угодно, но случилась именно здесь.

Тимоти Финдли, хоть и канадец, но воспевает побережье штата Мэн. Интересно, что американцы называют Мэн "Vacationland". Не Флориду, не Калифорнию, а именно северный Мэн на границе с Канадой. И роман позволяет понять, почему. Место действия - старинный семейный отель, которому без малого полтора столетия. Добропорядочный, уютный, словно отрезанный от мира. Время здесь как будто остановилось, а костяк постояльцев не менялся со времён второй мировой. Здесь старушки "Стоунхенджа" неодобрительно посматривают на слишком громко разговаривающих женщин, здесь вызывает шок пара из белой женщины и чернокожего мужчины в дансинге, а к полуночи свет почти во всех в окнах гаснет. Публика всё больше возрастная: дети упоминаются вскользь, а молодёжь не упоминается вовсе. Кажется, "Аврора-сэндс" - это идеальное место для убийства: все и всё друг о друге знают уже долгие годы, все тайны, привычки, симпатии и антипатии.

Отлично выбрана на главную роль "детектива поневоле" и Ванесса Ван-Хорн, 59-летняя старая дева, ландшафтный дизайнер со страстью к японским садам и любительской фотографии. Она недавно похоронила мать и по сути проводит первое своё самостоятельное лето. Ванесса умна, у неё деятельный, но при этом созерцательный характер, как бы странно это не звучало. Она не старушка-"божий одуванчик", но и не героиня, обладающая суперспособностями. Обычная женщина, часто вспоминающая прошлое, наслаждающаяся настоящим и временами поглядывающая в будущее. Прошлое Ванессы, а точнее период нахождения в японском концлагере в Голландской Ост-Индии, не имеет никакого отношения к убийству, является как бы второй, побочной линией, которая то кажется лишней, перебивающей внимание, то, наоборот, гармонично дополняет образ героини и ставит свои собственные вопросы. Эта часть гораздо глубже, серьёзнее и вдумчивее основной линии с расследованием, и, в конечном итоге, остаётся некоторое чувство сожаления и разочарования, что автор не смог или не захотел увязать их плотнее.

Пока всё выглядит почти прекрасно. И остаётся только удивляться, откуда взялась оценка в три балла при таких данных. Увы, главная интрига и расследование преступления - это сплошная беда, которую спасает только атмосфера летнего взморья. Убийца и его мотивы очевидны практически сразу (я до самого конца ещё надеялась, что ошибаюсь и произойдёт какой-то ошарашивающий поворот, но надеждам не суждено было сбыться). Чужеродно и странно смотрится в таком камерном на первых страницах романе стая политиков, ЦРУ, агенты в чёрных костюмах и ещё бог знает кто. Как героиня обводит их всех вокруг пальца - это вообще нонсенс, на одно везение не спишешь. Тимоти Финдли, кажется, перестарался - взял всего и слишком много, а мог бы получиться отличный вдумчивый детектив в прекрасном антураже из старого отеля, доживающего свой век среди сосен и песчаных дюн.