Больше рецензий
13 июля 2019 г. 12:55
641
5 Книга иного измерения.
РецензияЭто книга венчает трилогию Лю Цысиня «Воспоминание о прошлом Земли», которая войдёт в мой список «Лучших произведений прочитанных в 2019 году». Книга вызвала невероятные эмоции, впечатления и необыкновенное «послевкусие».
Это произведение словно заставляет тебя мыслить по-новому, смотреть на привычные тебе процессы и действия, на всё то, что происходит вокруг тебя, новым, иным взглядом. Эта книга способна переделывать мыслительный процесс на уровне восприятия мира и событий. Иначе можно с уверенностью сказать: читателя она делит на «до прочтения» и «после прочтения».
Если первая книга — «Задач трёх тел» (рецензия) — была прологом к трилогии, где вся книга — «вступительное слово», а вторая — «Тёмный лес» (рецензия) — начало трилогии, где так и не случилось именного того, что ждёшь от космической фантастики (особенно прочитав аннотацию), то третья книга — «Вечная жизнь смерти» — «раскрылась» в полной мере: здесь именно то, что так ждал и чего так не хватало, а прочитав её ты понимаешь, почему эта трилогия называется «новым словом в фантастике», и абсолютно справедливо!
«Вечная жизнь смерти» оказалась самой интересной и насыщенной по эмоций и впечатлениям от сюжета. Её в буквальном смысле слова не хотелось выпускать из рук, а огромный объём страниц только усиливал желание читать и читать и читать. (Важно обозначить, что эту трилогию необходимо читать в строгом порядке книг. Если вы решите прочесть сперва сразу третью книгу, как самую интересную, то всю массивную и многоуровневую историю понять будет невозможно, каждая книга именно продолжение предыдущей!)
Эта история из мира далёкого-далёкого будущего, где речь идёт об измерениях и гибернациях, о жизни в городах на орбитах газовых гигантах и полётах к другим цивилизациям, а главный акцент — на выживании человеческой расы в масштабах галактического существования.
Почти в самом начале книги автор предсказывает финал трилогии: конец есть у всего, и он рано или поздно наступит. А задумывается ли об этом кто-нибудь в масштабах космовселенной? Ведь конец действительно настигнет нашу планету, наше Солнце, он настигнет нашу галактику и даже нашу Вселенную. Учёные уже давно имеют смоделированный прогноз — когда и как случится этот конец. Самыми живучими останутся «чёрные дыры», но и они исчезнут…
Стоит отметить, что автор придумал удивительный фантастический сюжет основанный на известных научных фактах, от чего данная фантастика вовсе не является «малиновой сказкой», как например новый роман Сергея Лукьяненко «Порог» (рецензия). Конечно и здесь присутствует вымысел: музей цивилизации Земли на Плутоне, синяя, а потом фиолетовая трава и деревья, способные передвигаться по почве словно кочующие птицы в зависимости от погоды, перемещение в пространстве и времени, когда на полёт в 280 миллионов световых лет необходимо только 52 часа полёта, но всё это словно взгляд из будущего, и порой даже не возникает сомнений что именно так и будет.
С этой трилогией я открыл для себя нового китайского писателя фантаста Лю Цысиня. Это произведение без сомнений займёт одно из главных мест на моих книжных полках, а к этим книгам я буду обращаться вновь и вновь, перечитывая их с неменьшим интересом и удовольствием. Во время чтения в голову приходит столько мыслей, столько интересных теорий, ведь сама книга наделена невероятно плотным повествованием, где происходит множество разных событий. Помимо того, как ты с интересом следишь за развитием событий, между прочтением книги ты поднимаешь голову в небо и тебя одолевают мысли «новой формы», о чём ты никогда не задумывался.
Если озадачиться вопросом «О чём же книга?», — о конце, а точнее, что приведёт к этому концу, и о том, что после конца есть начало, как абсурдно бы это сейчас не прозвучало. Абсурдность ещё покажется и в том, что будет интересно перечитать эту книгу лет через 500-600 (именно такое количество лет), и посмотреть, насколько вероятны будут те самые темы, которыми живут герои трилогии Цысиня. Ведь многое там кажется правдоподобным: войны с потенциальным врагом, атака неизвестности, наступление нищеты планетарного масштаба из-за ошибок и неверной стратегии правительства, восприятия пространства-времени и работа с измерениями в пространстве, жизненные приоритеты и цели существования, бытие будущего человека, который, безусловно, выйдет в космос, и уже сейчас мы всё больше задумываемся об этом, конструируя опытные миссии на Марс и Луну, выбирая там уже сейчас место для посадки и построения станций для будущих поселений, разрабатывая стратегии поселения колонии в верхних слоях атмосферы Венеры.
Удивительный мир будущего всё ближе наступает, а с этой книгой он кажется уже завтрашним днём. Мир предлагаемый Цысинем — интригующий и волнительный, предупреждающий о множестве ошибок, которые можно избежать, избежать уже сегодня, сейчас, предупреждающий о том, что человеческая глупость может навредить нам же самим, наша воинственность — глупа и нелепа, наша агрессия никому не нужна, а страдаем от неё только мы сами.
Сегодня смело можно утверждать, что мы много не знаем, а если заглянуть в области той самой Вселенной, которая за пределами «видимой Вселенной», то мы даже не представляем себе насколько велико наше незнание, насколько велики наши ошибки. Возможно, что знания к нам не придут никогда, и только лишь потому, что для постижения «высших знаний» наше измерение восприятия неспособно их переработать и воспринять.
«Вселенная многообразна! В ней можно найти любимые миры и любых существ. Среди них и идеалисты, и пацифисты, и филантропы. Есть даже цивилизации, полностью посвятившие себя искусству и культуре. Но их мало, и они не способны повлиять на ход истории Вселенной».
Я навсегда запомнил одну фразу, которую мне произнесли как-то в качестве некоего примера (он даже не совсем относится к теме книги, но…): «Муравьи в муравейнике — это целое мини-государство. Он живут своей логичной и цельной жизнью. У них есть своё сознание, они имеют свои ежедневные задачи и цели, у них есть разведчики, охранники, есть матка, которая отвечает за потомство, есть строители — это целый мир, который не требует его поддержания из вне. И ведь у них не возникает «причин», чтобы начать с нами, с человечеством, контактировать, чтобы выйти с нами на связь (каку-либо), чтобы обмениваться каким-либо опытом… То же самое и с нами, с людьми: у нас нет никакого желание наладить какой-либо контакт с муравьями, проникнуться к ним, наладить общение… А ведь мы живём рядом «рука об руку». Мы живём параллельно с ними, словно в параллельных мирах, но общаться мы не желаем, и не потому что мы враждебно настроены, просто — это невозможно! Многое невозможно и в направлении большого и глубоко космоса, просто невозможно, от понимания процессов, до налаживания контактов с другими цивилизациями или же существами на других планетах, которые безусловно есть, но контакта с ними нет, поскольку разные миры — параллельные — и пересечений с ними, каких-либо, просто не может быть.
В книге есть момент, когда человек общается с искусственным интеллектом инопланетного корабля, давным-давно покинутый пришельцами, но общение это мало эффективно, поскольку речь идёт о непонятных для нас вещах. Ну, например, как трёхмерное пространство может схлопнуться в двухмерное (о чём есть речь в книге), в том же время трёхмерное пространство не может перейти в четырёхмерное. Процессы, которые протекают рядом с нами, в нашей реальности, в наши дни многие нам неведомы и непонятны. Большинство тайн и неразгаданных «кодов бытия» останутся для нас вечными, их мы никогда не сможем применить во благо человечества. Вопрос, что будет после гибели планеты Земля, Солнца и галактики «Млечный путь» — вечный. Есть лишь прогноз, но доподлинно никто не знает, и вряд ли узнает на протяжении ближайших десяток поколений.
Автор утверждает, что конец есть у всего. Значит и у вечности он тоже должен быть? Может ли закончиться вечность? Название книги даёт ответ на этот вопрос, который невозможно понять в нашем измерении, где у всего есть конец. В ином измерении жизнь смерти – вечна! «Вечная жизнь смерти». Но после смерти, всё-таки, всё-таки есть жизнь, новая. И книга вовсе не заканчивается трагично.