Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

3 июля 2019 г. 16:08

685

1.5 Как я провёл

Меня всегда удивляло, почему вопрос "Как я провел лето?" становится темой для школьных сочинений. Неужели учителя полагают, что ребенок настолько доверительно к ним относится, что расскажет что-то личное, что стало действительным опытом его жизни на каникулах? Вряд ли. К тому же, ко времени реально глубоких переживаний сочинения о лете сменяются сочинениями о литературном творчестве других людей. Но вот Паоло Коньетти стало настолько скучно, что он решает впасть в то самое, лишенное психологизма и литературных заморочек детство и написать сочинение о том, как провел не одно лето в Альпийских горах, всю юность, а затем и зрелость, которая ничем от детства и не отличалась. Альпы сменились Гималаями, бессмысленная жизнь с убегающими от себя самих родителями превращается в личный побег от настоящей жизни.

История восьми гор - это восточная легенда-притча о том, что человек может обойти восемь гор, но для постижения тайны мира ему нужна всего одна - которая находится в самом его центре. Казалось бы, в центре должна была находиться та самая гора, возле которой располагалась деревушка Гране, где рассказчик Пьетро впервые поднялся к ледяным вершинам Альп вместе с отцом. Здесь у него появляется друг Бруно, который становится почти что братом, покоряя вершины вместе с его отцом, а потом расстраивающим отношения с собственным... Но эти родные вершины становятся и местом потерь близких людей. И, как бы пафосно рассказчик не закончил свое сочинение тем, что к горе в центре мира не идешь из-за того, что потерял там друга, правда оказывается иной - он уходит на восток куда раньше, целенаправленно покинув своих родных и того самого друга.

Жизнь Пьетро и Бруно могла бы стать интересной историей взаимоотношений деревенского и городского паренька. Если бы Пьетро не воспринимал то, чем живет Бруно, как элементы туризма. Что Альпы, что Гималаи - места интереса, и сама книга написана в познавательном ключе, как передача о путешествиях. Эскаписты, увлекающиеся активным туризмом, презирают гедонистов, приезжающих в горы ради релакса и развлечений. Горы полны сомнительного сброда, вроде хиппи и эзотериков, а Пьетро делает вид, что его интересует исконный уклад жизни жителей местных деревень, их этнические особенности и диалектизмы. Уезжая на Тибет, он делает вид, что собирается снимать материалы о путешествиях и собирает деньги с компаний, которые заинтересованы в подобном контенте - денег хватает только на поездку, что и было целью, но рассказчик с какого-то сокрушается, как эти самые компании обанкрочиваются. Пьетро строит воздушные замки и утопии и даже девушка, поселяющаяся вместе с ним и Бруно в их домике у подножия Альп вдохновлена романтической возможностью открыть молочный бизнес и производить сыр. Еще однин человек, который сбегает от себя в поисках чуда, горы центра мира. Конечно же всё это сталкивается с реальностью, диктующей свои правила.

"Восемь гор" в этом плане очень бессмысленное чтиво даже со стороны практичного деревенского жителя. Но он заражается той же хандрой и, наоборот, решает посмотреть города. Только находит там просто много людей. Он думает посмотреть на море, но оно - просто "большое озеро". Бессмысленным оказывается и "семья" Бруно вне брачных отношений:

" - Глупо, потому что никто не способен позаботиться о других Заботиться о себе уже непросто. Мужчина всегда справится, если он настоящий мужчина, но, если он себя переоценивает дело кончится плохо.
- Переоценивает означает "заводить семью"?
- Для кого-то, наверное, да.
- Тогда кому-то не надо заводить детей.
- Ты прав, не надо, - отозвался Бруно.
- Что ты несешь, - не выдержал я."

И это разговор с человеком, который решил намеренно избегать отношений...

Так себе вышло приключение по восьми горам. Так себе вышло и сочинение - прям троечное, сочинение-отмазка: больше бытовых подробностей о строительстве дома или разделке дичи, чем описаний особенностей жизни и личных переживаний, связанных с этим. История семьи, которая была создана в горах без благословения родных, находящихся в конфликтных взаимоотношениях, даже не романтична. Ничего из этого не интересно и самому рассказчику. Примитивно.