Больше рецензий

3 июня 2019 г. 01:51

662

3.5 Спойлер Осторожно! Двери закрываются!

Вот за что можно отдельно отметить Азбуку, так это за оформление обложек. Не успеешь опомниться, как ты уже влюблен и то, что скрывается под ней, становится желанным. К тому же само название и доступное описание интриговали не меньше, давая надежду на книгу, которая откроет нечто новое и запоминающееся (не зря же там целый "ленд" в названии). Звуки проезжающего поезда, бледные стены, потоки людей в подземках и размышления о насущном. Вот, что мне виделось при мысли об этой книге. В общем, купила. "Махнул не глядя" так сказать. И вот теперь думаю, а не зря ли...

Итак, повествование ведется от лица молодого человека, который переживает разные периоды своей жизни. Периода всего три. Первый - подростковый. Самая объемная и привлекательная часть. Наивные суждение молодых нигилистов вкупе с искренней любовью к искусству создают очень уютное впечатление. К тому же нам более менее показывают метро и объясняют, что такое, собственно, Метроленд. Главный герой, будучи жертвой гормонального бума и радикализации взглядов, все же остается приятным пареньком, а в диалогах с его другом встречается немало смешных моментов.

Затем наступает период бурных 60х (о которых было написано в аннотации, но которых вообще не было показано в самом романе, о чем сам герой говорит: я ничего толком не видел). Главный герой, уже студент, для написания диплома отправляется в Париж, где он продолжает впитывать в себя искусство и атмосферу города, встречает свою первую влюбленность и теряет девственность. И почти сразу находит свою любовь. Ссорится с первой девушкой, и на этом все. Плюсы этой части заключаются в описаниях смены настроя героя, его роста над собой и постепенного отбрасывания ненужного нигилизма (в то время, как его друг в письмах не упускает шанса "выпендриться" своими прежними взглядами). Но здесь же начинаешь замечать, что сама история не особо и разворачивается. Наоборот, она становится более камерной, сосредотачиваясь на двух вещах: секс и искусство. И никакого метро. А до финала уже рукой подать.

Третий период. Герою уже за 30. Типичный английский домик, жена и ребенок в наличии. С одной стороны такая жизнь полная противоположность того, к чему он стремился все эти годы. Но вроде как и так ничего. Даже счастлив. О чем он и сообщает другу детства, который так и не повзрослел, продолжая отчаянно цепляться за свой подростковый образ мышления. Затем неплохая встреча выпускников (было бы хорошо, если бы мы этих одноклассников видели заранее) и с небольшим упоминанием метро, осознание своего счастья и финал.
Все.

Извините, что прям все рассказала, но иначе никак. Только так можно осознать весь "масштаб" этой по сути бессюжетной истории. Взросление человека. Замечательная, емкая и вечно актуальная тема, которую можно рассматривать под разными углами. Казалось бы, разворачивайся не хочу. Но в данном случае автору хватило всего двух опорных точек для своего героя: секс и искусство. Ни отношений с родителями, ни самореализации в профессиональном плане, ни даже дружба здесь не разбираются. Только потеря девственности и любовь к книгам. Ладно в первом периоде у подростков мысли были только об одном, но чересчур интимные моменты разбросаны повсюду, и при воспоминании о самой книге, так или иначе это они едва ли не встают наравне с основной идеей.

Не то чтобы книга меня полностью разочаровала, скорее опечалила тем, что не воспользовалась огромнейшим потенциалом. Что не было ни ощущения того самого Метроленда, что я не слышала ни шума вагонов и не испытывала нечто такое, что испытывала от вида обложки или самого названия. Что хоть и насладилась стилем и приятным языком - особенно, во время рассуждений о взрослении - я так и не увидела каких-нибудь поистине значимых моментов в жизни главного героя (встречу с женой мне почему-то не хочется в это включать, ибо внутренний мир гг не настолько впечатляет своим "осознанием" любви к другому человеку).

Вроде книга и о чем-то, но в тоже время и ни о чем. Вагон уехал еще до спуска на платформу. Вот таки дела.

UPD. Насчет экранизации. Самое большое отличие, пожалуй, в том, что сюжет фильма сосредоточен на 2й и 3й частях, отводя 1й от силы минут десять. Но это нельзя отнести к недостаткам. Наоборот, размеренным и более сбалансированным повествованием он дополняет оригинал, привнося больше атмосферы и своеобразного уюта. Больше разбирается тема любви (которая, кстати, ощущается) и взаимоотношения с Тони, который уже не раздражает своим поведением. Напротив, он даже интересен, и хоть он исполняет ту же функцию - демонстрацию несостоятельности подобного образа жизни для гг - он делает это не через отвратительные манеры или хамство, а через поступки. И это однозначно плюс. Тем, кто сомневается смотреть ли, думаю попробовать стоит. По-своему фильм очарователен.