Больше рецензий

namfe

Эксперт

Слова, слова, слова

19 мая 2019 г. 14:14

662

3 О бедном Иване

Эпиграф с мучениями датского принца, как поступить в трудной ситуации, создаёт трагичный настрой, и первые страницы печальной повести не обещают ничего веселого, но трудную борьбу героя с ударами судьбы. Но нет, борьбы не оказалось, зато были страдания русского учёного, который больше всего на свете боится продаться: время такое, не мы такие, надо как можно лучше уберечься от продажи самого себя. И может быть это обоснованный страх, но превращённый в паранойю он заводит Мальцова Ивана Сергеевича прямо в гроб каменный. Зато Мальцов - неприступная крепость! Мне такой страх не понятен, я гораздо сильнее боюсь оказаться не нужной, из-за страхов и сомнений не сделать главного дела, прожить зря.
"Крепость" - русский роман с большой претензией, но скучный, с опорой на классиков, но излишне многословный, с интеллигентным, но мелким героем.
Роман скроен по модным лекалам: история проникает в современность, между ними протянуты прочные нити. Главные герои имеют родственные связи, исторический период - гибель или последствия гибели империи. Всюду разруха, тлен и гниение.
Действие происходит в провинциальном среднерусском городке, в котором угадывается Торжок, сейчас мало чем примечательный, и оставшийся несколько в стороне от большой жизни. Главный герой проходит три испытания, чтоб наконец упокоиться в каменном гробу, совершив никому не нужное открытие.
Неприятный тёмный текст. Без акцентов: раньше было лучше, и всё в этой тёмной руси не так, могла б получиться хорошая книга.
картинка namfe
(Сейчас народ спивается, власть ворует, науке нет места. Власть сейчас не такая, все продано. В советское время тоже было не так: сталин дедушку убил, солдат в войну 40:1 на немцев разменивали, и вообще красный террор. Раньше тоже было плохо: народ бедствовал, бояре жирели. А вот в Великом княжестве Литовском - це Европа, там было хорошо, и в даже Золотой орде - небо было синее.) Всё это я читала, устала от этой лжи.
Вот главный герой - мученик науки. Поднял своё знамя - чистая наука и несёт его в ослабевающих ручонках, все его предают, все кидают в него камни, а он все равно находит свой клад, вопреки всему и гибнет, облитый мирром, ибо нет в современной России места таким чистым душам, ибо все пьют и воруют.
Что вышло в итоге: обиженный на начальника, жену и друзей, человек, мечется, как бы не продаться, как бы сохранить свою душонку, как бы не испачкаться, землю копая, в этом продажном мире. Все вокруг всё делают не так: музей создают не так, копают не так, живут не так, как ему надо, и пьют не так, и едят не так. А как ему предлагают: сделай, вот тебе должность, вот - полномочия, он отвечает - нет, не буду с бумагами возиться. Сбежал от всех в деревню (к тетке, в глушь...) и там все не так, ребята. Никто за ним, за обиженным не бегает, назад не зовёт. Только и остаётся что грибы с водкой жрать. Зато не продался властям Мальцов, молодец!
И все это написано многословно, заунывно, травинки говорят друг с другом, червячки ползают, вирусы множатся, все живое, не то что эти все гаджеты, и всё это ужасно нудное стариковское брюзжание.
Есть у героя жена, ставшая бывшей женой. Автору будто было приятно выставить её истеричной сучкой, не понявшей какой гений её муж, которого она обобрала, лишила квартиры, выкинула на улицу, и ребёнка отдала соседу. Но что на самом деле: юница студентка увлечённая рассказами профессора о том как прочная крепость выстояла против литовцев с их страшной пушкой, но закономерно растерявшая свою любовь в пьянстве и вечном безденежье с неотвратимо стареющим мужем, который готов на печи лежать, лишь бы не продаться, бедный но гордый орёл. И наконец она беременна, денег не предвидится, вот и сходит с ума по-своему.
Всю книгу герой боится, что на месте древних памятников, будут сувениры продавать, и туристы будут старые камни топтать, а их надо спрятать, и только великим ученым по специальному разрешению дозволено к ним прикасаться. Гораздо страшнее, если про старые камни вовсе забудут, забудут слушать их истории, к которым и привлекают сувенирные лавки в том числе. А так из случайного туриста может и вырастет будущий хранитель.
Историческая часть про Туган-Шону повеселее, то ли от любви автора к старине, то ли от того, что время показано дальнее, вспоминаются лучше приятные стороны. Это про наше время хорошо говорить про грязь и пьянство, а тогда степи были бескрайними, леса дремучими, солнце жарким. И битвы героическими. Но и там герой Туган Шона тоже проигрывает свои битвы с ударами судьбы, но находит пути отступления. Так и Мальцова наука побежденная пришедшими нуворишами умирает, и герой отступая, провожает её в последний путь.
Последние пещерные главы были чуть поживее, но уже накатила такая усталость от книги, что было счастьем, что она наконец закончилась.
Есть несколько и приятных сторон. Интересное отношение ко времени. Время в романе - как особый герой. То оно линейно, то будто исчезает. Слова то замедляют его течение, то переносят в прошлое, то оживляют старину. К тому же археолог - человек, способный увидеть сквозь время, сделать его несуществующим. Смешной эпизод с археологическим раскопом в огороде, правда уж очень он фантастический: земля в огородах обычно так перекопана, что вся смешалась в одну кучу.
Мальцов, такой уходящий интеллигент, в романе окружён двумя лагерями: первый - власть и деньги, и учёные, которые им продались, его мир перешедший на сторону зла, это Бортников, люди из Министерства культуры, директор музея. И народ, от которого сам герой уже отделился, поднялся над ним. Народ представляют два любопытных персонажа: баба Лена и недоюродивый Коля-Николай.
Баба Лена - это такая носительница народной мудрости (в 19 веке: всё больше старики вещали, а в 21 остались лишь мудрые бабы (даже Туган - Шона помнит свою бабушку, а не помнит деда хотя казалось бы...) Знаю таких баб - тружениц, время меряют самоварами, время года - полевыми работами. Свобода, справедливость - пустые слова из телевизора, нельзя быть свободным от жизни, нет справедливости в этом мире, а будущего мира и вовсе нет. Пока есть работа - живём, а умирать будешь - рожь всё равно сей, ну коли не рожь, так картошку. И Коля-Николай. Он тоже приходит из прошлого, разбитной вояка - разудалая широкая русская душа, коей и море по колено, и мир по пояс, раздолье разгуляй.
Но все эти персонажи, детали, всё тонет в болоте длинного многословного вязкого текста, в мрачных декорациях, всё плохо, света в конце туннеля нет и связь не ловит.