Больше рецензий
11 мая 2019 г. 09:33
717
5
РецензияФёдор Волков – реальное лицо, просветитель, основатель первого постоянного русского театра. Крепостная кружевница Настя – собирательный образ того народа, который от просвещения оторван искусственно. Да, она прекрасно поёт и наделена актёрским талантом. Но где ей всё это применить? Разве что скрасить унылую жизнь в девичьей. И вот она слышит про удивительную вещь – театр. Мало того – однажды туда попадает. И там её – ценят! Дают главные роли. И даже – о, счастье! – учат читать.
Но Настя – собственность. Следовательно, самостоятельно распоряжаться своей судьбой не имеет права. Владелица же её, религиозная фанатичка, смотрит на театр, как на прямую дорогу в ад. И свою крепостную девку туда не отпустит. Даже когда будет нуждаться в деньгах - за хорошую цену. Вот так. Из принципа. Будучи свято уверенной, что делает благое дело, ибо отвечает за своих крепостных перед Богом.
В свою очередь Фёдор Волков – идеалист. Который готов сделать всё, лишь бы вступиться за Настю, но не представляет, с какой стеной предстоит столкнуться. И дело тут не в бюрократии. При желании препятствия можно было бы обойти. Но ссориться с могущественной покровительницей? Подчиниться какому-то юному выскочке, у которого всего-то силы – указ императрицы? Обострять отношения с каким-никаким, но дворянством? И из-за чего? Из-за господского имущества?
Праздник кончился. Он и должен был кончиться – тревожные звоночки звучали в повести постоянно. Судьба развела двух талантливых (и любящих друг друга?) людей. И никакой надежды не остаётся…
Вновь к судьбам Фёдора Волкова и Насти Могилевская обращается в повести «Театр на Арбатской площади». И финал там ещё печальней: Фёдор Волков, готовя коронацию Екатерины 2, сильно простудился и умер (что соответствует действительности). Ну а жизнь Насти после расставания её с театром фактически была кончена навсегда.
П.С. Впрочем, даже если талантливому крепостному везло, и он становился актёром в принадлежащем барину театре (мода на которые развилась при Екатерине 2), его судьба была незавидной. Ведь что такое крепостной актёр? По сути, живая игрушка – со всеми вытекающими из этого последствиями. Об этом повесть Могилевской «Крепостные королевны».