Больше рецензий

Aleksandros96

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2019 г. 11:40

1K

3.5 Кожа для барабана, или отчаяние в Севилье, и вообще в жизни.

Первый вопрос, напрашивающийся после завершения чтения этого романа, - какое вообще значение имеет причастие для всех этих людей, хотя бы и Севильское? Смысл первого заглавия ещё можно понять, - метафору "Кожа для барабана" употребляет отец Ферро в своем откровенном диалоге с его коллегой - Лоренцо Куартом:

Мы - старая, латаная-перелатаная кожа того барабана, что всё ещё разносит по свету гром славы Божией.

и далее:

Мы знаем того ангела, в руках которого находится ключ от бездны.

Как полагает отец Ферро, народу нужна надежда на лучший исход, а священники, даже те, которые уже давно утратили веру, выполняют функцию ретрансляторов для нуждающихся в этой ни на чём не основанной надежде. Более того: истина, по его мнению, состоит в том, что вообще не существует никого и ничего кроме равнодушной вселенной и одинокого человека, или, как подумал главный герой, тоже священник - Лоренцо Куарт во время подготовки к Мессе:

...на расстоянии миллионов световых лет, холодное мерцание звёзд издевательски хохочет надо всем этим

, - вот такой взгляд атеиста-первокурсника разделяют на протяжении всего романа все герои, чей внутренний мир хоть как-то раскрывается. Что касается ангела с ключом от бездны, то имеются в виду страдания людей, которых сполна повидал отец Ферро и отчасти в связи с этим потерял веру. Кажется довольно неправдоподобным, что все главные персонажи или утратили веру, - как отец Ферро, или у них её никогда и не было, - как У Куарта, или же вера какая-то есть, но в жизни никакого значения не имеет, - как у Макарены и Грис Марсала, поскольку первая одержима призрачным прошлым, эгоистична, мстительна и распутна, вторая же стала монахиней вследствие психических проблем, вызванных болезненными отношениями с отцом, и к тому же не черпает никакого вдохновения в своей монашеской жизни, а только страдает из-за принятого обета. Несмотря на это она полностью поглощена реставрацией старой церкви, но не ради прославления Христа, а просто ради сохранения одного из разрушающихся элементов культурной памяти. Так, все в этом романе ведут себя как запрограммированные на выполнение своих установок и привычек роботы, все персонажи изнутри абсолютно бессодержательны и надломлены, все их деяния направлены ради других, причём абстрактных других. Исключение составляют только второстепенные персонажи - Крус Брунер, мать Макарены, и, возможно, отец Оскар Лобато, единственнный не статичный персонаж, в котором ещё заметны признаки духовной жизни. Судя по всему, смысл причастия главным героям, увы, так и не открылся, так что, либо название подобрано для красного словца, либо это я чего-то не понял. Суммируя, можно обозначить в общем причины утраты веры у двух священников, они таковы: необъятная вселенная над головой и страдания людей. Судя по всему, отец Ферро плоховато изучил в молодости философию вплоть до Августина, или немного полистал его и бросил, а отец Куарт вообще не углублялся в теологию, потому что я не замечаю тут каких-то новейших аргументов в пользу такого масштабного разочарования в основах христианства, которые демонстрируют эти два священника, аргументируя свои взгляды отрывком из Генриха Гейне, который вообще-то пришел ближе к концу жизни к осознанию истинности христианства. К тому же мысли Лоренцо Куарта о прозрачном, несуществующем Христе, во время молитвы в церкви перед алтарём - это уже слишком некрасиво, весь роман хочется, чтобы они уже сняли с себя сан и не мучили себя и читателя.

Несмотря на вышеназванные недостатки роман увлекательный, написан искусно, характеры и привычки всех персонажей действительно гениально описаны с присущим автору психологизмом, все имена и образы остаются в памяти, как будто я лично видел всё происходящее. Так что в целом роман оставил у меня приятные чувства, но противоречивые мысли, кроме того истории внутри романа очень трогательные и трагичные.

Вопреки плоской философии и духовной пустоте героев, этот роман может заставить влюбиться в себя, так что достоин прочтения.