Больше рецензий
5 мая 2019 г. 06:19
7K
4.5 Моряк вразвалочку сошёл на берег…
РецензияНикуда он не сошёл в этих двух повестях, а методично и производственно продолжал бороздить просторы Балтийского, Северного и прочих близлежащих морей, совершая коммерческие рейсы на судне торгового флота СССР. Кстати сказать, вероятно какая-то такая или похожая жизненная линия была бы и у меня, поступи я после окончания школы в мореходку. Однако прихотливая судьба (в лице мандатной комиссии) решила, что я нужен на этом свете совсем в другом качестве, и что флотскую линию благополучно заполнит мой старший брат, «маркони» по судовой специальности и как раз моряк торгового флота СССР, разве что дальневосточник.
Особенность этой книги в том, что их автор вовсе не профессиональный писатель-кабинетчик, а самый настоящий моряк со стажем, и не просто моряк, а именно капитан дальнего плавания. К сожалению, капитан и писатель Реутов прожил совсем немного и ушёл из жизни в возрасте 50 лет. Оставив после себя тысячи пройденных морских миль, десятки судов и экипажей, и две флотских морских повести.
Повести эти написаны последовательно и представляют собой практически одну книгу, ну вот как, например, первый и второй том «Войны и мир» органично соединяются в одно произведение. И здесь, в принципе, тот же самый случай, потому что вторая повесть является прямым и непосредственным продолжением повести первой и прочитать их в обратном порядке никак невозможно. Впрочем, первые издания повестей скорее всего являются библиографической редкостью и потому любопытствующий читатель вероятнее всего наткнётся именно на это издание.
С началом чтения мы оказываемся вместе с основными действующими лицами в начале 60-х на одном из судов советского торгового флота. Причём «Ока» вовсе не является образцом для подражания или мерилом производственной успешности, а скорее наоборот, в силу весьма специфических особенностей её капитана ни шатко ни валко перекатывает плоское и перетаскивает круглое по морским коммерческим дорогам. И складывающаяся на судне психологическая атмосфера никак не может удовлетворить ни начинающего помполита, ни молодого старпома, да и ни прочих многих других командиров корабля и представителей экипажа. Собственно вот об этом противостоянии матёрого и замшелого в своей матёрости капитана и всего остального личного состава и идёт речь в повести первой.
А во второй повести мы уже оказываемся на «Оке» с новым капитаном, человеком прогрессивных взглядов и новаторских убеждений. И как оказывается, именно вот такого нового подхода к профессиональному общению капитана с экипажем и комсоставом корабля и не хватало для того, чтобы изменилось отношение моряков к своему труду, чтобы осознание личной ответственности каждого за результаты общей работы стало главным и основным в этих производственных отношениях. Прямой и честный разговор людей друг с другом, взаимное доверие стали той школой нового производственного цикла жизни «Оки».
На самом деле всё там не так просто, как может выглядеть при чтении двух предыдущих абзацев отзыва, потому что это всё-таки нормальная художественная книга и в ней есть место и любовно-лирическим линиям, и красочным описаниям, и производственно-личностным конфликтам, и даже некоторое количество шпионства имеется (коварные империалистические спецслужбы вовсю стараются и завербовать людей из экипажа «Оки», и всячески растлить их или хотя бы заронить сомнения в их неокрепшие и «заблудшие» советские души).
В целом мы имеем добротный производственно-маринистический роман, совсем не скучный при чтении и весьма добротный в художественно-литературном смысле.
Прочитано в рамках 52 тура игры «Книжная полка»