Больше рецензий
8 апреля 2019 г. 20:54
1K
4.5
РецензияКнига тяжелая и беспросветная, лучики надежды появляются, но их безжалостно топчут, однако страницы переворачивались быстро и история увлекала за собой. Автор взяла модный прием переплетения линий прошлого и настоящего, и на примере афганских женщин (что на линейно развивающихся европейских и американских исторических событиях не работает) показала, как бывает причудливо закольцовывается история. Обе героини на себе познали всплеск рассвета, когда правители все же захотели немного отступить от традиций и дать женщинам немного свободы, однако в истории Афганистана это всегда приводило к острой реакции и откату на два шага назад.
Шекиба жила на рубеже 19-20 веков, в детстве с ней случилось ужасное - она перевернула на себя горшок с кипящим маслом и половина ее лица навсегда осталась обезображенной. Ее отец был мудрым человеком земли, их семья жила довольно неплохо, но болезнь унесла всех детей, кроме Шекибы, мать сошла с ума и вскоре тоже скончалась, а отец спустя пару лет последовал за ней. Завистливые родственники отца мигом наложили лапу на землю семьи, а Шекибу низвели до прислуги, ибо кому нужна такая жена. Годами она пахала сначала на бабку и теток, потом на богачей из города, а затем оказалась на службе у эмира, где в охрану гарема нанимали женщин в мужском обличье, и на это время обрела какую-никакую свободу. Однако иллюзия заканчивается быстро, но на пороге другие времена...
Ее праправнучка Рахима в современное время - одна из пяти дочерей опиумного наркомана-моджахеда, у которого нет сыновей, и по этому поводу вся семья очень сокрушается. Отчаявшаяся мать решает прибегнуть к древней традиции бача-пош - начать одевать одну из дочерей в мужское платье. Что поразительно, традиция работает и по сей день - вроде как все в курсе, что на самом деле это девочка, однако старательно называют ее мужским именем, не препятствуют сыновьям играть с ней как с мальчиком, и вообще обращаются как с обычным мальчишкой. Как это влияет на психику девочки, которой дают глоток свободы, а потом в один момент его отбирают, ставя перед непреложным фактом замужества и дальнейшей убогой жизни под паранджой, когда без веления мужа или свекрови шагу нельзя ступить - даже представить страшно. Рахиму буквально сломали через колено, я даже не знаю, кому из двух сестер, выданных замуж одновременно пришлось сложнее - ей, ничего не умеющей по дому и дерзкой, либо хромоножке Парвин.
Отношения на женской половине дома - тот еще змеиный клубок. Каждая готова топить другую, лишь бы выслужиться перед мужем, ведь каждая боится немилости и дурного настроения своего благоверного. Любой женщине, думаю, не по нраву, когда муж берет вторую, третью или четвертую жену, но в книге был показательный момент, когда Рахима со своей противной свекровью едет на кладбище, и свекровь молится надо всеми могилами, кроме одной - своей покойной свекрови, которая "ах какая ужасная женщина была, жизни мне не давала, все придиралась, благодари Аллаха, что я у тебя не такая". Неужели правда так заложено, что по молодости все бунтуют, в зрелости смиряются, а в старости агрессивно навязывают молодежи тот же образ жизни, что был в молодости у них - мол, я страдала, и ты теперь давай?
Ложкой дегтя мне показалось обмазывание жирным г..ном русских и восхваление американцев. Мол, русские на своих дряхлых танках убрались в свою разваливающуюся страну, а американцы ухх силища, у них талибы пару зданий взорвали, а они нам всю страну разнесли, красавчики, ой-вей. Понятно, что автор, как и Халед Хоссейни, из Афганистана уехала в Америку, но все же так глубоко засовывать язык в анус новой родине, наверное, не стоит. За это чуть снижу балл. Но в целом книга стоящая.
Комментарии
Любопытно, хотя и беспросветно. Спасибо за отзыв!
Вы правы, автор иммигрантка во втором поколении, но тем не менее.