Больше рецензий

7 апреля 2019 г. 15:38

893

3.5

Про Ирину Велембовскую я ничего даже не слышала, пока не обнаружила в ленте замечательную рецензию tashacraigg на сборник "Дела семейные". Оказалось, что многие фильмы по ее книгам я видела ("Сладкая женщина", "Женщины", "Молодая жена"), но даже не предполагала, что это именно экранизации. Когда брала томик в библиотеке, вышло забавно - рядом была очень пожилая, на вид лед 70+ женщина, но бодрая и моложавая, модная стрижка на седых волосах, стильные брючки, маникюр. Она поинтересовалась, что именно я беру и о чем это, и когда библиотекарь сказала "это про Советский Союз", решительно замахала руками-головой - категорически нет! даром не надо! И меня та же библиотекарь предупреждала настоятельно - не ждите ничего такого, современного, это совсем не такая проза, как сейчас пишут. Пришлось поклясться, что я в сознании полном и понимаю, что именно меня ждет, ничего современного и не жду, иначе книгу бы мне не отдали, такое у меня сложилось впечатление))) А вот против ожиданий ничего махрово "совкового" я тут не нашла. П.ч. автор - удивительное дело в общем-то - совершенно не политизированные вещи писала. Просто жизнь, обычная жизнь простых людей, со своими радостями и горестями, ошибками и иногда - крохотным кусочком счастья. В общем-то, наверное именно в этом моя главная претензия к книге, что счастья у ее героев так ничтожно мало. Особенно катастрофичными в этом плане мне показались "Сладкая женщина" и "Мариша Огонькова". Две повести, где в центре повествования - женщины, такие разные женщины, на самом деле, а счастья нет ни у одной. Анна во многом сама виновата, душевная глухота и черствость у нее просто фантастические, но уж точно не Тихону было ее за это наказывать, перед ним она ни в чем не провинилась, а он просто выплеснул на нее всю боль и злобу, что скопились в нем из-за бывшей жены. А Маришу жаль до слез, по-настоящему, хороший ведь она человечек, а жизнь не особо складывается. Ни любви, ни детей - ничего, о чем ей мечталось. И "Дела семейные" из этой же оперы - Вася отличный парень, а жизнь у него несладкая - и мать его не любит, и тетка слишком поздно поняла его истинную цену, и женщина любимая настоящей гадиной обернулась. Так и хочется спросить - ну за что хорошему человеку вот это вот все? "Ларион и Варвара" , как ни странно, кажется в этом плане более светлой вещью. Странно потому, что время описано темное, страшное - война, и узел между героями завязался такой, что кажется и не распутать, она - жена фронтовика, и муж ее воюет, и приходит с войны, живой и здоровый, радостный, что вот наконец добрался до дома, до семьи... А дома ему тут же доносят, что жена-то того, не ждала его верно, а любовь крутила, а что он сам не святой, и всю их недолгую жизнь оскорблял ее и унижал, и даже воевать идти не хотел, пытался за счет ее крестного незаконную бронь получить и ругал ее последними словами, когда не вышло - кто знает/помнит об этом? И вроде понятно, что нечего ей выжидать, призналась, что любишь другого - ну дак и уходи, все равно ведь теперь жизни с мужем уже не будет, да и не нужна она уже ей, такая жизнь, с этим мужем. А она тянет, не может решится, и воспоминания о том хорошем, что все-таки было в ее жизни с Павлом, и понимание, что он - ее первый мужчина, и этого факта уже ничто не изменит, и сам Павел, которого война все-таки изменила в лучшую, кажется, сторону - все это висит на ней кандалами, тянет, путает, не дает принять решение. И только осознание, что еще чуть-чуть - и Ларион физически не выдержит этой страшной ситуации, просто на самом деле погибнет, заставит ее наконец-то очнуться и сделать шаг. И вот эта последняя сцена, когда они опираясь друг на друга бредут по улице к ее крестному, к тому человеку, который все знает и понимает, и поможет и поддержит - вот эта единственная сцена дает мне надежду, что все-таки дальше у них будет уже все хорошо. "За каменной стеной" экранизирован, фильм называется "Молодая жена", и в принципе, он мне нравится. Правда, мне всегда было обидно за Маню, что она в итоге вернулась к Алексею, п.ч. не любит она его на самом деле, и он ей совсем не подходит. Оказалось, что фильм от повести разительно отличается. И Маня в повести не сирота (живет с матерью, а не с бабкой, как в кино, да и брат старший есть), и характером покруче киношной хрупкой девочки, и Алексей не столько влюблен в молодую жену, сколько бесплатную рабочую силу да пропуск на совхозную землю в ее лице искал. И финал совсем другой. И вот лично мне развитие событий в повести больше по вкусу, чем в фильме. Когда я фильм смотрела, я сомневалась, что финал означает счастливый для Мани исход событий. А концовка повести лично меня убеждает как раз в обратном - что рано или поздно, но у нее все будет хорошо. "Женщины" тоже экранизированы, и вот тут мне показалось, что фильм и повесть друг от друга вообще не отличаются, экранизация практически дословно повесть повторяет. Коротенькая она совсем, но достаточно светлая, как мне показалось. И легкая на фоне остального, так же, как и "Вид с балкона". П.ч. никаких особых узлов-закавык тут нет - жил-был человек, достаточно холодный и отстраненный, женился без любви, разошелся без горя, растил сына, которого далеко не сразу полюбил, и неожиданно, когда сын женился на женщине с ребенком, эта новая родня пробила какую-то броню в его сердце, и что-то в нем такое зашевелилось, что дает лично мне надежду, что совсем скоро он нормальным человеком станет.
В общем и целом сборник показался мне интересным, читала я его с удовольствием, и еще что-нибудь у автора когда-нибудь еще почитаю.