Больше рецензий

3 апреля 2019 г. 13:07

10K

4 Расчет на случайность.

Жизнь течет так, как нужно ей и иногда заводит в диковинные ситуации. Еще в детстве Арику было видение лаборатории, настолько реальное и волнующее, что он сразу понял – это его будущее. С тех пор он скупал и штудировал книги про великих ученых. И навострил лыжи идти по их пути, сознавая, что это сулит не прибыль, но счастье. В старших классах озадачился вопросом
почему это основные параметры известной Вселенной – время, масса, пространство – не имеют предела и только скорость – единственная – вдруг ограничена скоростью света.
Тут я с парнем согласна, вопрос интересный. После разговора с учителем физики, Арик расширил область вопроса. Что если и у бытия нет предела?
Смерти нет. За пределами жизни – тоже жизнь. Просто мы ее не видим, не ощущаем. И, быть может, существование человека – это бесконечное восхождение к новым и новым мирам, каждый из которых есть более высокий уровень бытия. Такая вечная реинкарнация разума или души.

Гибель родителей только поспособствовало решению выяснить, что такое жизнь. И, поступив в институт, Арик начинает свой эксперимент на всю книгу и всю свою жизнь. Отклоняет все приглашения в гости. Не пьет, считая дружбу с зеленым змием – добровольным сумасшествием. То ли дело добрая старая фанатичная увлеченность идеей.

Арик не тяготился своим одиночеством. Считал, что пустота расширила его жизнь.

Никто не отвлекал его пустопорожними разговорами, никто не указывал, что и как следует делать. Возвращаясь из университета, с лекций, которые он, надо признаться, иногда пропускал, Арик почти немедленно усаживался за книги. Читал он их чуть ли не по десять штук сразу, и мысли, поднимающиеся со страниц, обдавали его то жаром, то холодом.

Типичный портрет гения, украшенного ореолом благородного стремления к истине. Великая цель требует великой самоотверженности. Это если смотреть на ситуацию глазами Арика. А если со стороны взглянуть, картина получается совсем другая. Доносы писал, за прибор готов был в глотку коллеге зубами впиться, на любые попытки приблизиться к аквариуму с драгоценным питомцем реагировал как Голлум, подозревавший всех в попытке отобрать его прелессть. Даже субботники прогуливал. Ну вот какой из него советский ученый после этого? И еще на систему обижается. Тогда как государство живет по своим неизменным законам. Раз оно дает ресурсы и приборы, значит взамен потребует идеологической покорности. Не хочешь играть по этим правилам, иди в утопию. Только ни одна еще долго не просуществовала.

Эксперимент по созданию жизни в лабораторных условиях описан достаточно подробно. И все же социальная составляющая в романе преобладает над научной и, тем более, над фантастической. Даже мистика явственнее ощущается, чем фантастичность. Инфернальность заключена не только в попахивающем серой эксперименте Арика и не в его результатах, а в условиях, при которых протекал эксперимент. Лабораторию не изолируешь от того, что происходит в стране, а за стенами института творилась новейшая история. Годы застоя и Перестройка. Так что, если вдруг кто не в курсе, как разваливался Союз, как уходила власть из рук компартии, как пропадали продукты из магазинов и научные институты оставались без финансирования, как Путч и Лебединое озеро слились в едином экстазе, как дирижировал президент - узнает из книги много нового.

Если на минутку убрать из сюжета историю страны останется будничная линия бессердечного типа, который "не прошел испытание любовью и состраданием". Арик был равнодушен ко всему, что не связано с его попытками стать богом. В результате, возникла занятная ситуация - случайно возникшая на планете жизнь одержима желанием воспроизвести себя искусственным путем. А ведь еще профессор Преображенский предупреждал, что это - пустая затея. Великий ученый хочет создать жизнь. И не замечает, что уже создал. У него ребенок родился, но это Арика совсем не трогает. Казалось бы, расти ребенка, воспитывай, радуйся и гордись. Нет, это слишком просто, так каждый может. Надо выделиться, чтобы всемирное признание, чтобы отменить пределы и ограничения. И все равно с кем договариваться - с богом или его конкурентом.

У него видите ли лапки предназначение. Которое держит его на коротком поводке, а он и рад, что его ведут. И даже не особо задумывается, куда и для чего. Рванулся было к Регине, позволил ростку любви прорасти в своем сердце, поводок натянулся, посыпались неприятности, эксперимент под угрозой и он выбирает аквариум. Мог бы выбирать любовь, быть счастливым, наслаждайся той жизнью, которая есть. Нет, поставил заслон между прошлым и настоящим. Ушел к аквариуму.

Женился на случайной девушке, чтобы обустроить быт. Позволил предназначению выбрать за него "удобную" жену. Свалил на нее все по дому. И ходит радуется тому, как удачно женился - в квартире всегда чистота, порядок, все выглажено, выстирано, наготовлено. Ребенок полностью на жене. И она не бросала учебу, потом работу. И ему помогала. И предложила жить по принципу - "Арик всегда прав". Действительно удобно устроился. На мой взгляд, герою романа было предложено на выбор два предназначения от обеих сторон и он сам потянулся к тому варианту, который требовал жертв и вел во тьму. Арику, по крайней мере дважды, предоставлялся шанс вернуться к свету, но он продолжал цепляться за свой выбор. Так и не сумев отделить благородное стремление узнать истину от тщеславия.

Симпатичных героев, способных вызвать сочувствие или интерес, мною в книге не обнаружены. Подозреваю, что автор решил доказать в своей книге опасность игры в бога "методом от противного". В том смысле, что все в романе идет от довольно противного персонажа. Разве что, кроме исторических реалий. Но и тут есть вероятность, что это муть, поднятая Ариков со дна мироздания, желая просочится в нашу реальность, устроила нам Перестройку и Гласность. А что, предназначение - оно такое, ему палец в рот не клади и кровушку в аквариум не капай.

Стиль, которым написан роман "Маленькая луна" и прилагающаяся к нему для контраста повесть о любви "Свете тихий", мне понравился. А вот смешение жанров показалось мне не самым удачным решением. Сильно мешало погружению в книгу постоянная необходимость переключаться между историческим романом и мистическим. Это как пробовать смотреть телевизор, когда пульт не у тебя. Только поймаешь мысль: "А ведь хорошо написано!" и начнешь получать удовольствие, вжжжих, переключение и ты в новой реальности. Эти две составляющие не образуют единое целое - исторический фон и научный эксперимент существуют каждый по отдельности. И даже не думают работать в команде, конкурируя между собой. В результате, я еще не скоро рискну продолжить знакомство с творчеством автора. Хотя очень хочется.

Книга прочитана в рамках игр Книжное путешествие, Книжное государство, Царь горы (Мир аудиокниг).

Комментарии


И чем же удобный брак закончился?


Брак оказался очень прочным. Жена все по дому делала, сильно не отсвечивала, появлялась только когда в ней была необходимость, потом исчезала. Никогда не укоряла, даже когда он любовницу завел и домой поздно заявлялся, это никак не отразилось на домашнем укладе. Мне таких терпеливых не встречалось, но автору видимо повезло больше)


Ей, может, все равно было, что он с аквариумом возился, что с любовницей, один фиг его никогда нет?


Сильно видать любила, потому что ей с такого мужа - одни хлопоты. Вполне могла уйти и жить самостоятельно. Вполне бы потянула. Но она из того поколения советских людей, которым дика сама мысль развода. А что люди скажут? Да неудобно как то. Ну судьба у меня такая. Он без меня пропадет. И прочее в том же духе.


Вот весь ужас ссср был отчасти и в этом. Как же разводиться, если на доску позора на заводе вывесят.


и собрание устроят, перед всем коллективом стыдить будут.
без минусов ни одна система не обходится.


А мне кажется, большая беда, когда вынужден смотреть одни мультики))) пусть и пульт у тебя


И в чем загвоздка? Если пульт у тебя - переключи на треш и наслаждайся)


зависит от того, кто там мульты требовал)))


Ты о ситуации , когда смотришь не один? Потому что, если ты сам по себе, смотришь что хочется. Захотелось мульты, смотришь мульты. Расхотелось, не смотришь.
С книгой немного иначе - одинаково интересно смотреть и на исторический фон, он будит ностальгию, придает книге серьезности и солидности. научная линия привлекает эпичностью поставленных вопросов. Но хочется, чтобы это была одна передача, а ощущения полного единства всех составляющих при чтении не возникает. Мне попадалась информация, что автор переделал в роман рассказ. Может поэтому, сюжет немного разваливается на несмешиваемые части. И хочется больше алхимической мистики. И более явного магреализма Питера.


Конечно про не один, не имею привычки сама себя насиловать)
Понятно, не доработал автор... бывает.


Или я опять раскапризничалась и придираюсь по пустякам)


И это тоже может быть.:)))


Сказались неправильные ожидания. В кои то веки прочитала рецензию и решила что будет больше мистики. Рассчитывала на больший удельный вес фантастики в сюжете. Она была. И алхимия была. И на ум приходят сравнения с книгой Трудно быть богом. Но хотелось больше увлекательности. И меньше общественной жизни, хорошо знакомой. Понимаю, что ученые не в вакууме живут, но можно было и не уделять общественным процессам столько времени.


Понятно, понимаю о чем ты. Чужие отзывы, часто настраивают на определенный лад, а в итоге... в итоге, мы видим, что-то свое.
Один человек любит стразы, а другой их люто ненавидит)


Вот-вот) и это что-то иногда так сильно отличается от того, что вкладывал в книгу автор, что только диву даешься) а уж когда чужие отзывы встречаешь, хочется тексты сравнить - одну ли книгу читали))


Угумс) я, бывает, что после уже читаю отзывы и блин... диво дивное.)))))
и классно, когда с кем-то совпал.:)


найти единомышленника всегда приятно)


даже если их, кто-то один или одна))


качество важнее количества в этом случае


Прямо какой-то профессор Выбегалло и его модель идеального человека)


Не в чистом виде) тут, скорее его гибрид с Фаустом.
Влияние Стругацких очень ощущается. Не зря автор курсы Бориса Натановича посещал)


Слишком авторитетные они)) подавляют...


Наставляют. Прокладывают путь, а идти или нет выбор каждого.
А нам приятно иногда читать авторов, которые не считают развлекательную функция главной в фантастике.


Данко с горящим сердцем.
Мне, не про этот конкретный случай, кажется что талант дан лишь немногим и верю в развитие, но не в обучение.


И что же, теперь писать только тем, у кого талант есть? А если они не захотят ничего писать? Если их книги подойдут не каждому читателю?Нам без книг сидеть?


Неа)) я наверное не так написала.
Я про талант именно, а не про то кому можно или нужно писать. Это просто мои личные заморочки по поводу призвания.


Да понял я тебя, понял)
я тему развиваю. согласна, талант есть далеко не у всех. и если с ним не родился, приобрести не получится. но, считаю, что книги талантливых писателей могут не быть понятны всем. и читателю нужен соответствующий уровень восприимчивости, культурного багажа и мировоззрения. талант не гарантирует общей усвояемости продукта) значит, нужен не только штучный товар, ручная работа, когда на создание книги, на шлифовку, подбор единственно верного слова уходят годы , но и что нибудь попроще и в большом количестве. а для этого уровня вполне подойдут писатели без таланта, но со способностью освоить основные приемы и создавать вполне читаемые вещи.


Отлегло))) меня смутило отсутствие улыбающийся скобочек.
Согласна, не о чем спорить. Ещё вот один пишет "норму" в день, другого ( как Куприна) запирают в комнате пока не сэпиложничает, а у кого-то под настроение...
Меня тут зацепила мысль , она была как бы по киноиндустрии, но. Смысл общий такой : не стоит смотреть средненькое - вкусовые сосочки привыкают и потом уже перевариваешь все подряд.
С другой стороны ( это уже отсебятина моя пошла) - если нет сравнения, как выработать шкалу, как понять что хорошо и плохо, и потом кто определяет это хорошо? А вдруг есть возможность ошибки?
У меня сегодня исключительно прерывистым образом поток сознания извергается))


Ну лень мне скобочки ставить.
С писателями, как с правительством, получаем таких, каких заслужили.
Согласна и с киношной мыслью и с твоей отсебятиной. Продукция среднего качества снижает порог требований и не самым благоприятным образом сказывается на литературном вкусе. Но это только если читать только средненькое или вовсе низкосортное. Если читательский рацион будет включать весь спектр, это только будет способствовать выработке собственного вкуса и критериев оценки. И читатель уже сможет сам двигаться в нужном ему направлении а не слепо следовать за чужим мнением. Которое, как ты справедливо заметила, может быть ошибочным.


А говоришь лень)
Вон как мой поток причесала до интеллигентного вида.
А чего делать то будем с выбором? Я коридорно-властные злостно прогуливаю и подбиваю на это родственников, а что с писателями ?


Она у меня нынче узконаправленная, распространяется только на скобочки.
Предлагаю и дальше пользоваться правом на выбор. Читать все что попадается, отыскивая сокровища.


Чувствую какую-то цель на конце этого луча))
А мне то разрешили ту заветную книжечка про секс с насекомыми.


И правильно. Более подходящей книги по теме не найти.