Больше рецензий
1 августа 2011 г. 14:23
231
3
РецензияДостоевский вновь и вновь возвращается к этому. Сказав: «Если Бога нет, все дозволено», человек соглашается с тем, что «если Бога нет, то всё — всё равно», и эта жуткая очевидность, этот привкус мертвечины рассеивает в нем соблазны.
Меня привлекло название этой книги (замах вроде бы масштабен). Содержание, впрочем, не слишком оправдало ожидания. Книга - всего лишь не претендующий на оригинальность анализ к деятельности разных современных мыслителей, которые оказали и продолжают оказывать наибольшее влияние влияние на умы масс: Ницше, Огюст Конт, Достоевский (и где-то там еще Маркс с Кьеркегором и Фейербахом ручками машут в отдалении), .
Книга без каких бы то ни было громких философских или богословских выводов со стороны автора. Напротив, самые живые мысли и слова здесь принадлежат тем же - Достоевскому, Ницше, Павлу Евдокимову (цитата из которого - ниже) и т.д.
Причем Федор Михайлович с его гением представлен неким противоядием (впрочем, иногда сомнительным) от всех чисто европейских мужей с их чисто умозрительным (оттого видимо претендующим на непредвзятость) переосмыслением христианского вероучения.
(Достовеский) «против любой оптимистической и лишенной трагизма теодицеи, зло в которой есть не что иное, как некий дополнительный аккорд, потребный вселенской гармонии, и где пути Промысла так удачно сообразуются с философскими доводами»
«...Не будучи в силах согласиться с страданием, русские становятся атеистами... Русские атеисты считают, что Бога нет, потому что, если бы Он был, Он не мог бы быть злым».
Вобщем, с этой книгой, как в анекдоте: "Все великие люди умерли... вот и мне не здоровится". Итак, многие из великих ученых и мыслителей были атеистами, вот и я лет эдак с 13-ти (+/-) склонилась к атеизму. Почему? Да разве мало причин! Люди, заявляющие о своей вере в Бога вокруг меня мало чем отличались от неверующих (по-крайней мере своими внешними действиями), а если и отличались, то скорее к худшему - фанатизмом (как все эти активисты, евангелисты, свидетели Иеговы и экстрасенсы, размахивающие иконками православных святых, с коими в изобилии сводила меня судьба на заре жизни; о тявкающих церковных бабушках и толстых попах на иномарках умолчу - оные давно уже стали притчей во языцах и олицетворением РПЦ в глазах широкой общественности). К тому же, из вполне светского (и/или советского) изложения истории (если особо не углубляться) в школе становилось - религия была нужна людям, особенно людям властвующим, чтобы объединить народы под знаменем единой веры, а теперь, по-видимому не нужна (так как правители научились, и не поминая лишний раз всуе, научились навязывать свою волю подданным)... Еще есть одна причина (возможно, самая главная), вечно маячащий (особенно если сам не успел особо ввергнуться в пучину порока — а дети, как правило, не успевают) на горизонте вопрос: откуда зло, если добрый Бог создал этот мир с благими намерениями?
Так вот, всего этой связки сомнений и вопросов данная книжка не разрешает. Скорее, поднимает вновь и заставляет задуматься. Что, само по себе, не так уж плохо.
P.S. Щазз я теистка, если что (вполне убежденная). Так что сомнения, в какой-то мере, были разрешены еще до этой книги)))
Комментарии
О, мне такое как раз очень интересно. Даже если не разрешает сомнений.
Спасибо за рецензию, беру на заметку.
ага, но учтите, что низкая оценка не потому что сомнений не разрешает, а потому что книга ничего нового не открыла. По большей части, сборник цитат.
Понятно.
Самое интересное, что весь гуманизм, и атеистический в том числе, берет свое начало из заповедей. Всего лишь дерево, отрицающее свои корни.
ну да, атеистический гуманизм - по сути оксюморон. собственно, в моем сознании начатки атеизма никак не ассоциировались с начатками человеколюбия. Скорее - наоборот. Но всегда удивляло, что ведь у кого-то совмещается.
Вот теперь позиция более ясна :))
Вы ее покупали, да? Или в электронке есть?
в электронке. по-моему, ее и не купишь, даже если захочется
Настоящий гуманизм может быть только атеистическим. Как раз для атеиста человек является высшей ценностью, поскольку бога нет. А для верующего человек вторичен - какой уж тут гуманизм?
безусловно согласна
спасибо за комментарии. мне сложно понять такую позицию, так как не гуманист я) скорее наоборот. список претензий к роду человеческому ( и отдельным его элементам, включая даже и самое себя) изначально был шире, чем к Самому...