Больше рецензий

22 марта 2019 г. 23:19

921

5

«Способность видеть смысл там, где его, по всей видимости, нет — профессиональная черта поэта»

Соломон Волков, «Диалоги с Иосифом Бродским»
Conversations with Joseph Brodsky, 1998.
Издательство ЭКСМО, 2013. — 448 стр.
Оценка: 5 из 5

Быть поэтом равносильно выворачиванию своего нутра на публике, откровению посреди не понимающих тебя людей, тяжкому труду и мукам творчества, поиска того самого, что ты хочешь и должен высказать. И Бродский задал тот уровень высказывания, которое тебя поднимает до высочайшего в литературе, в области "изящной словесности". Если поэзия есть "сливки" в литературе, то Иосиф смог задать высочайшую планку читателю.

Жанр "диалога" не так распространён в русскоязычной среде, как в западной литературе, и я благодарен Соломону Волкову, который не только написал книги по культуре Петербурга и другие свои исследовательские работы, но создал повод для появления "диалогов" с замечательными людьми. Читать этот сборник бесед с гениальным и таким близким здесь Иосифом стало сущим наслаждением и пиром в литературном и эстетическом плане.

«Всякий раз, когда истина вам преподносится, вы либо от неё отмахиваетесь, либо начинаете поэта, преподносящего вам эту истину, ненавидеть. Либо, что ещё хуже, вы обрушиваете на него золотой дождь наград и стараетесь его забыть»

Иронично, откровенно, критично и с небывалым размахом душевности и самоанализа рассказывает поэт о себе, о времени, о прошлом и настоящем в этих «Диалогах». Школа, фабрика, работа в морге, геологические экспедиции, суд, поселение в деревне в далёкой северной глуши, батрачество, возвращение и переводы... Фактологическая канва жизни Бродского проходит здесь лишь как повод для разговора, размышлений о писательстве, о поэзии, о высказывании своего личного видения мира и вещей. С поэтом иначе нельзя — метафизическое для него важнее и существеннее видимой истории и физической составляющей.

«Поэзия есть искусство метафизическое по определению, ибо самый материал её — язык — метафизичен. Разница между метафизиками и неметафизиками в поэзии — это разница между теми, кто понимает, что такое язык (и откуда у языка, так сказать, ноги растут), и теми, кто не очень про это догадываются»

Жизнь Бродского можно условно разделить на "до эмиграции" и "после". Неким апофеозом можно называть Нобелевскую премию по литературе в 1987 г., но поэт не любил шума (эти события внесли больше хаоса в его жизнь, чего он не любил). И что меня больше всего поразило в близком знакомстве с этим удивительным человеком, так это его чувство языка, тонкость данного ему чутья! С каким интересом читаются главы о поэтах Элиоте, Одене и Фросте! Какой предельной откровенностью и душевностью проникнуты две главы, посвящённые общению с Анной Андреевной Ахматовой! Бродский много вспоминает всего неприятного, связанного с СССР, КГБ, заключением, но это не рассказы обиженного человека, здесь полно иронии и сарказма. Так же дело обстоит и с неприятными ему людьми (например, общение с поэтом Евтушенко, которого он называет "Евтух"). Тем и ценны эти встречи — биографией из первых уст, напрямую. И я жалею только о том, что эти "диалоги" уже закончились, что их невозможно возобновить, но поэт живёт в своих стихах, это самая что ни на есть биография поэта.

«У поэта перед обществом есть только одна обязанность, а именно: писать хорошо. То есть обязанность эта — по отношению к языку. На самом деле поэт — слуга языка. Он и слуга языка, и хранитель его, и двигатель»

«Советская власть торжествовала во всех областях, за исключением одной — речи»

Мода на Бродского сегодня в кино, в музыке, в нашем пространстве, думаю, не особо понравилась бы ему самому. (Возможно, это даже несколько принижает поэта, стихи которого невозможно просто оценить, прочитав пару строчек про комнату, которую не следует покидать). Для меня Бродский — это и есть эпоха и язык, неразрывно друг с другом связанные. И я считаю такие книги о нём бесценными.

Очень советую «Диалоги с Иосифом Бродским» всем ценителям языка и русской литературы, вообще литературы как явления культуры и нашей с вами жизни.

«Нет ничего бездарней, чем рассматривать творчество как результат жизни, тех или иных обстоятельств. Поэт сочиняет из-за языка, а не из-за того, что "она ушла". У материала, которым поэт пользуется, своя собственная история — он, материал, если хотите, и есть история. <...> Биография, повторяю, ни черта не объясняет»

картинка AntonKopach-Bystryanskiy