Больше рецензий

21 марта 2019 г. 22:24

3K

5 Рабство отменили, но мы все еще не свободны.

Выпуск книги «Бегство от свободы» был в 1941 году. Темы, которые затрагивает Эрих Фромм, были актуальны в то время как никогда. Вопрос свободы личности остро стоял перед общественностью, впрочем, как и в нынешнее время. Можно ли сказать, что современный человек свободен? Ведь люди так долго за нее боролись, с самого Средневековья, но теперь оказались во власти новой несвободы от навязанных мнений и огромного количества информации, которую мы воспринимаем, не успевая обрабатывать и применять.

Мне кажется, что одна из главных мыслей, которую хотел донести автор, заключалась в том, чтобы люди думали, о чем подумать, мыслили критично и не оставались бездейственны в своей же жизни.

Нельзя сетовать на судьбу: «у меня не получилось в этом деле так, как я хочу – значит не судьба». А если предположить, что человек плохо старался и решил опустить руки при первой же неудаче? Существует много факторов, оправдывающих вашу лень, но винить в неудачах судьбу – удел несвободных от предубеждений.

Фромм также затрагивает тему фашизма, как основополагающую «несвободы» человека, раскрывая при этом термины садистских и мазохистских побуждений, которые присутствуют в каждом из нас и проявляются в разных ситуациях. Это не про физические наклонности, сейчас объясню. На примере личности Гитлера можно наблюдать следующую картину: его всепоглощающее желание, назовем это так, подчинять других людей своей воле, «отбирать» у них свободу на жизнь, не предоставляя выбора – есть проявление морального мазохизма. Садизм же можно увидеть в его страхе и бессилии над природой. Человек, одержимый мазохизмом, хочет заглушить свое одиночество в поглощении и привязанности к какому-либо предмету внимания, чтобы это придавало ему значимости своей персоны. Также, склонных к моральному садизму, можно отнести не к силе, а к слабости человека, его неудовлетворенности в жизни.

Наша с вами демократия предполагает равенство, но равенство не предполагает, что все люди одинаковы, и что нужно следовать какому-то определенному шаблону. Именно осознанная продуктивность человека (в следствии его адекватных желаний), делает его тем, кем он является, и по-моему, это прекрасно.

P.S Признаюсь, после прочтения данного сочинения Фромма, меня не покидало тревожное чувство. Будто бы мне дали ответы на вопросы, раскрыли сущность неведомого замысла, но не рассказали, что делать с этим дальше. Какая инструкция идет после? Ее не оказалось, и это как открытый конец в художественной книге. Ты должен додумать его сам и понять, как этим пользоваться.

Комментарии


Существует много факторов, оправдывающих вашу лень, но винить в неудачах судьбу – удел несвободных от предубеждений.

кругом полно людей которые нашли себе "отмазку" по жизни и все неудачи именно так и оправдывают.Почему так критично,потому что мало того что они безмозглы они ещё и пытаются внушить и тебе (мне) ничего не делай живи одним днём расслабься всё равно если не судьба то не судьба.Я каждый день наблюдаю как эти безмозглые куски мяса плачут о мифической судьбе хотя сами ничего не сделали для достижения своей мечты.Не судьба, говорят они потом опускают своё ноющее хлебало и плетутся опустив голову дальше в туман и болото.