Больше рецензий

9 марта 2019 г. 22:34

398

3

Ох, чувствую, рецензия будет большая - но не потому, что мне хочется петь книге дифирамбы.

Данную книгу я выбрала осознанно - после прочтения книги «Танцовщик» Колум Маккэнн , которая была заявлена как художественный вымысел на основе событий жизни Рудольфа Нуреева, мне хотелось разобраться, где правда, а где фантазия автора, и выбрала книгу, громко заявившую о том, что развенчает мифы, окружающие жизнь великого гения.

Первое разочарование, посетившее меня - большое количество несостыковок фактов. Буквально на первых же страница, Роза названа сначала младшей сестрой Нуреева, затем старшей, а спустя еще несколько страниц упоминается старшая сестра Лилия, и после снова названа старшей Роза... и все это за одну главу!

Много неуместных отсылок к сексуальности и формирование суждений на эту тему в утвердительной или провокационно-вопросительной форме (жили при семьи в комнате коммуналки - значит, отвращение к отношениям мужчины и женщины; из-за бедности семьи Рудик в детстве донашивал одежду сестер - психологическая травма, определившая его сексуальную ориентацию, и т.д.)

После прочтения первой же главы о детских годах, я поняла, что моя рецензия будет отрицательной, а оценка за книгу вряд ли поднимется выше трех звездочек. Самые интересные, живые высказывание Рудольфа и его современников переданы цитатами из других биографических книг (со ссылкой на них) - но спрашивается, чем тогда ценна именно эта книга?!

Много личностных суждений без обоснований, а также негативно-изобличающие комментарии к другим книгам о Нурееве, что выглядит в своем контексте не как разбор чужих ошибок и восстановление исторических фактов, а простое ехидничество. Боюсь признать, но, похоже, анонсированные в аннотации развенчания мифов вокруг личности Нуреева - не больше чем маркетинговый ход издателя.

Очень едкие и колкие высказывания автор допускает о профессиональных умениях Марго Фонтейн и ряда других балерин и танцовщиков, с нотой сарказма и злой иронии - совершенно неприемлемо, на мой взгляд! Особенно это заметно в шестой графе ("Рудольф и Марго"), где на протяжении всего повествования прослеживается явное отрицательное отношение автора к Марго. Эта неприкрытая злая ирония так очевидна, что вызывает недоумение! Здесь так кстати будет привести цитату самого автора: "Увы, далеко не всегда критики дорастают до уровня тех, кого критикуют..."

Подобное отношение характеризует бульварную прессу, но никак не биографический роман с претензией на историческую чистоту фактов! Читая книгу, я буквально ощущала, как сквозь шелуху некачественного материала я пытаюсь добраться до желаемого - до личности самого Рудольфа Нуреева. И это, доложу я вам, было непросто!

Плюсы есть, а именно - фото. Их немного, но они более-менее своевременно дополняют текст. Очень удачный ход, чтобы подкрепить воображение реальными образами. Вторым и заключительным плюсом книги я назову приведенную на последних страницах библиографию и фильмографию по Нурееву - при желании более глубокого изучения его жизни поможет сориентироваться и найти нужные материалы.