Больше рецензий
25 февраля 2019 г. 01:59
508
4 18+
РецензияЯ закончила читать роман, совершенно ни на что не похожий.
Сначала про эмоциональное впечатление.
Как только начинаешь читать роман, сразу складывается ощущение, что смотришь документальное кино, где главный герой с затемнённым лицом рассказывает свою историю.
Ещё с первых строк понятно, что роман написан французом. Есть что-то такое во французское прозе, невесомое и одинокое.
И вообще читается текст на одном дыхании. Книга принадлежит к тем, которые открываешь, начинаешь читать и возвращаешься к реальной жизни спустя время.
При этом в тексте очень-очень-очень много спермы, членов, мочи, однополого секса и проч. Я сначала обо все это спотыкалась, а потом то ли привыкла, то ли с изменениями в главном герое немного изменился и стиль повествования, не знаю.
Ну и язык. Опять-таки, мне сложно судить, дело в Сириле Колларе (который сценарист, а не писатель) или в переводе и переводчике, но наряду с нормальными, местами очень красивыми и точными словесными выражениями чувств и событий, встречались и такие перлы:
День был готов выплеснуться на стекла домов, сперма зари потечёт по фасадам домов, скатываясь вниз, к асфальту.
Это, конечно, трэш.
Теперь про сюжет.
Главный герой (мы так и не узнаем на протяжении всего романа, как его зовут) узнает, что болен СПИДОМ и одновременно встречает девушку Лору, к которой испытывает необъяснимое влечение. При этом главный герой гей и вообще идёт вниз по наклонной (случайный секс, алкоголь, наркотики и все то, что сам для себя он определяет "дикими ночами"). Действие романа охватывает полтора года жизни.
Итак, главный герой.
Ему 27, он оператор, гей, не имеющий серьезных отношений. Вначале предстаёт как очень влюбчивая натура, но на деле вся любовь упирается только в секс. Т.е. когда он идёт в бар, переживая расставание со своим возлюбленным, встречает другого симпатичного парня, и такой "все, я влюбился". Есть у него приятель Сэми, который и не гей вроде, но нашему парню нравится, а главный герой становится как-будто игрушкой для Сэми (об этом потом).
Лору он встречает на съемках, и она его, что называется, сразу цепляет. Они с Лорой начинают встречаться, занимаются сексом, причём наш главный герой по-началу Лоре даже и не сообщает, что болен СПИДОМ. И вот здесь вообще интересно, потому что Лоре даже как-то и не сочувствуешь.
Весь его образ жизни сразу намекает на то, что ему, видимо, легче в сложившейся ситуации чувствовать себя говном. Я 2/3 книги была уверена, что главный герой просто не умеет любить вообще никого. Пол книги задавалась вопросом, а где же его внутренний мир? неужели кроме секса ничего не интересует? Но к тому моменту, когда он сказал о своей неспособности к любви сам, я уже определилась для себя, что это как защитная реакция. Ему проще считать себя таким и вести себя соответствующе.
Теперь Лора.
Ей 17, и она влюбляется в нашего парня такой девчачьей истеричной влюбленностью, с бесконечным выяснением отношений, то люблю, то ненавижу. И даже когда она узнает про СПИД, её это вообще не парит, она ему говорит "ок, мы и дальше будем заниматься сексом без презерватива". К концу книги Лора вообще начала меня жутко бесить, но потом как-то повзрослела, и все стало на свои места. И все эти её закидоны, и
- они вписываются в её модель поведения, ей веришь.
Сэми.
Вот где ублюдок.
Сам главный герой про него думал:
Либо он меня действительно любит, либо "тащится" от риска, зова пустоты, бросает вызов повседневности...
Так вот, второй вариант, причём далеко не такой романтизированный.
Сэми нашего главного героя использует ради острых ощущений, стравливает с Лорой, а потом вообще выбирает очень кривой путь - алхимики, арабы, аллах акбар.
И, самое неожиданное здесь - арабы.
Случайный секс у нашего героя случается непременно с арабами. Вообще во всех самых низменных местах Парижа обитают именно арабы. И сначала это воспринимается, как какая-то личная прихоть автора, но потом появляются группировки, ножи, убийства с отрезанными и засунутыми в рот членами, аллах акбар, в конце концов, и эта краска приобретает другой цвет, чёрный, - и в романе, и в историческом контексте. Тут вспоминается и «Покорность» Мишель Уэльбек , и численность арабов во Франции, и все эти терроризмы впринципе.
Что ещё важно для понимания романа и отношения к нему серьезно, так это история автора. Сирил Коллар умер в возрасте 35 лет от СПИДА. По роману "Дикие ночи" снят одноименный фильм, получивший СЕЗАРА в 1993 за сценарий (который написал Коллар, разумеется). Но он до этого момента уже не дожил.
Оценка.
В процессе чтения я вообще не могла оценить роман, металась от нуля до максимума. В результате четыре звезды вместо пяти за языковые перлы со знаком "-"и за то, что главный герой
Читать было интересно, мыслей после прочтения очень и очень много.
Книгу читала в рамках игры ТТТ по теме N2: Художественная книга, где главный герой болеет СПИДОМ, по совету kittymara .
Спасибо огромное за совет! Потому что, несмотря на всю странность и книги, и моих ощущений, про такие книжки хорошо бы даже если не читать, то знать, чтобы расширять свои читательские горизонты.
Комментарии
Это еще осколки той французской литературы, которой, похоже, уже нет. Во всяком случае их новодел для меня - просто катастрофа.
А странность книги и ощущений, может быть, оттого, что написано кровью сердца. Это книга-агония, в которой нет места предсмертным иллюзиям и самоутешениям.
Рада, что вас не оттолкнула книга.
Как вы хорошо об этом говорите!
А вот у меня непростые отношения с французской литературой.
Читала немного, но все, что было - цепляло. И все равно к каждому новому произведению с большой осторожностью подхожу..
Может, еще что-нибудь у французов посоветуете?
На самом деле у меня тоже) Я больше тяготею к англоязычной лит-ре, и все больше старичков, не новодел. Скандинавов всяких уважаю, однако не все заходят.
Из французского хороша любовная лирика ф. саган; еще пруста люблю, но он очень своеобразен. В планах гюго, бальзак, братья гонкур. Французы, кстати, на мой взгляд менее сентиментальны, чем те же англосаксы, и совсем не боятся плохих концовок.
А конкретно сейчас открыла для себя турнье. Читаю «Метеоры» Мишель Турнье . И давно уже не попадалось одновременно такого странного и прекрасного чтива.
У меня с Франсуазой Саган особые отношения) я когда ее «Здравствуй, грусть» прочла, вообще не прониклась. Но потом оказалось, что казалось) потому что до сих пор мысленно возвращаюсь, а значит зацепило. Теперь вот думаю, чем продолжить знакомство) А вы Ромена Гари читали? Я у него знакома только с «Вином мертвецов» и «Светом женщины». Вино мертвецов, конечно, оооочень на любителя, но мне было хорошо) А Свет женщины напоминал Ремарка. А за «Метеоров» спасибо, присмотрюсь.
У гари читала только "вся жизнь впереди" и совсем мимо. Но я редко сразу ставлю крест на писателях, поэтому в планах у меня его "воздушные змеи".
Тогда приятного чтения!
И вам тоже))
Безумно люблю фильм, но он все же более сдержанный в отличии от романа и более лиричный что ли. Коллар был невероятной харизмы человек, но в книге я этого не ощущал и, возможно, даже не стал бы дочитывать, но именно знание того факта, что это же он, тот самый Коллар из фильма, в итоге и заставило дочитать. Разумеется, я не жалею, что потратил на это время, но, увы, часть книги стерласб из памяти начисто. Вот арабы запомнились)).