Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

21 февраля 2019 г. 00:04

699

4

В первую очередь, эта книга хороша только как дополнение к биографии Достоевского. Не зная о Фёдоре Михайловиче ничего, лучше, конечно, начать свое знакомство с основательной биографии (например, Сараскиной или Гросмана) и тогда представленные в этой книге документальные заметки, письма и воспоминания приобретут особенную глубину понимания. Без знания даже сокращенной биографии записи кажутся разрозненными, как будто лишенными остевого стержня - такому впечатлению способствует путаница в периодах, когда речь идет о рассказах, написанных Достоевским в начале его творческого пути, вдруг начинается в конце книги, буквально перед его смертью, а письма Белинского, похороненного также в начале книги, вдруг начинают появляться в последних главах книги.

В целом, очень любопытный сборник документальных фрагментов о жизни и творчестве Достоевского. Здесь содержаться выдержки из дневника писателя, фрагменты переписки с друзьями и женой, избранные места из писем друзей о Достоевском и выдержки из работ критиков от времен Достоевского до наших дней.
Помимо попытки запечатлеть образ великого русского писателя в словах очевидцев, в аннотации прослеживается и замах приоткрыть завесу тайны личности писателя и его творчества, так давно будоражащую умы его читательской аудитории. Это преподносится весьма заманчиво:

Так же, как современники Данте, пораженные достоверностью описания Ада, усматривали в лице автора "Божественной комедии" следы адского пламени, так и читатели Достоевского пытались найти в жизни писателя следы тех страшных преступлений, которые он описывал в своих романах.

На деле эти "следы" мало где раскрываются, даже известному нечаевскому делу уделено очень мало информации, что если не иметь других источников информации, сложно представить, как с безликого Нечаева мог вырасти такой колоритный персонаж, как Петр Верховенский. Основном, это мелкие записи, без углубления в тему - заметная газетка про студента, убившего процентщика и запись с дневника писателя, про шагнувшую с окна девушку с иконой Божьей Матери. Поэтому также обещанная в предисловии история создания некоторых произведений тоже далеко не полная, а такая же сухо поверхностная, состоящая из скупых фактов. При всем обилии источников и использованной литературы (от литературоведов до русских религиозных философов) можно было создать хоть и не исчерпывающий, но гораздо более содержательный труд.