Больше рецензий

9 февраля 2019 г. 20:28

1K

0 Буддизм, СССР и юмор

О философии и религии говорить непросто. Особенно тяжело о них говорить, если конкретная тема разговора имеет весьма слабое отношение к той культуре, в рамках которой формировался человек. При этом непохожее умеет не только пугать и отталкивать, но и привлекать. Особенно, если всё «своё» успело разочаровать.

Исходя из вышесказанного, меня никогда не удивляло, что многих людей интересует как восточная философия, так и разнообразные религиозно-эзотерические практики. Если хочется к чему-то приблизиться, то хочется это что-то хоть немного понимать. Далеко не всегда возможность читать знаковый тест на языке оригинала приводит к осознанию, даёт возможность проникнуть в смысл написанного. Но в случае с восточной философией и иже с ней существует ещё и языковой барьер. Зачастую непреодолимый.

В связи с наличием интереса и трудностью его удовлетворения особенно ценны не просто тексты о буддизме, индуизме, даосизме и прочем, а тексты, написанные так, чтоб они были понятны читателям и проливали свет хотя бы на основы.

Когда-то у меня возникла дилемма — какую книгу предложить студентам для обсуждения на семинаре по теме «Восточная философия». Я тогда остановила выбор на «Дао Винни-Пуха» Бенджамена Хоффа. Для меня она является примером того, как нужно знакомить с основами тех, кто не является специалистом в определённой области.

Вчера мне довелось прочесть «Мусорную корзину для Алмазной сутры» Марины Москвиной. Я прекрасно понимаю, что это художественная книга, однако, мне было интересно узнать, как именно автор будет разговаривать со мной в терминах буддизмах о российской действительности. Хотелось разобраться с тем, о чем эта книга больше: о первом или же о втором. Хотелось понять является ли буддизм лишь методом или же методом является российская действительность.

Название интригует, но мало что объясняет. Алмазная сутра — одна из самых известных, если не самая известная, сутра буддизмах. Но при чем здесь мусорная корзина? Хочет ли Москвина показать отрицательное отношение к буддизму, отправляя в утиль знаковую сутру или же она наоборот признает некое ее величие и в сравнении с ней хочет подчеркнуть мусорность чего-то иного, того, что будет выступать в роли корзины? Должно ли это название отсылать читателя к Трипитаке (своду буддийских тестов, название которого переводится как «три корзины») или же поиск таких отсылок — излишнее мудрствование? Со всем этим предстояло разобраться.

«Мусорная корзина для Алмазной сутры» — небольшой тест, читающийся очень легко. Любой играючи осилит его за вечер. Структурно он пытается имитировать ту самую Алмазную сутру (да и сутру вообще, если понимать под ней не просто отдельное высказывание, а свод таких высказываний). Содержательно представляет из себя зарисовки из жизни дальних и не очень родственников рассказчицы, а также их знакомых.

По книге щедро рассыпаны тезисы, имеющие отношение к буддизму. Например, что истинная природа человека — сияющая, чистая пустота. Впрочем, наряду с перерождениями, достижением нирваны, выяснением, как достичь просветления, читатель столкнётся и с упоминанием того, о чем едва ли стоит говорить в контексте буддизмах. Скажем, об аюрведе. В книге местами смешиваются буддизм и индуизм. А о самом буддизме говорится почти одно и то же, многое из важного упускаемся из вида (например, там нет ничего о четырёх благородных истинах, о восьмеричном пути).

Книга должна восприниматься как смешная. Буддийские идеи переплетаются с советским бытом так, что зачастую сложно понять, обстебывает писательница что-то одно или же оба явления. Некоторые шутки забавны. Однако, они достаточно однообразны.

Если человек ничего не знает о буддизме, то из этой книги он едва ли что-то узнает. Если же у него есть хоть базовые представления об этом, то он совершенно точно их никак не расширит и не углубит. Буддизм выступает в роли некой формы, которая позволяет поиграться, добиться интересной стилистики, удерживать внимание читателя.

Что же касается российской действительности, то она у Москвиной сводится к к периоду от Октябрьской революции и до Сталина. При этом об этом времени читатель тоже ничего особо узнать из книги не сможет: про то, что революция была, Ленин и Сталин существовали, а за людьми приезжали чёрные «воронки» все и так прекрасно знают. Вероятно, сам этот период несимпатичен автору, поэтому выступает в качестве той самой мусорной корзины.

Есть ли что-то хорошее в «Мусорной корзине для Алмазной сутры»? Конечно. Только чтоб увидеть это хорошее, читателю не стоит рассчитывать на то, что его познакомят с основами буддизмах.

Я вижу основное достоинство книги в том, что она ценна в психотерапевтическом смысле. Сталинизм — страшно. И даже если кто-то ностальгирует по СССР, то едва ли он всерьёз мечтает о расстрелах, допросах, доносах. Не факт, кстати, что фантазии включают посменные речи и партийные съезды.

Можно сказать, что тот период — время травмы. Даже если человек рождён после 1991 года, прошлое фоново присутствует в его жизни. Пусть в виде отзвуков, неясных очертаний.

Книги об этом времени обычно безнадёжные, драматичные, погружённые в отчаянье. Они заставляют читателя осознавать, что социальная система может сделать с тобой что-угодно, вплоть до уничтожения. Думать о таком неприятно.

Марина Москвина попыталась посмеяться над страшным. Писательница выступила в роли мамы. Она заходит в комнату к ребёнку, который боится темноты и видит страшный силуэт и объясняет, что это не так уж страшно, что это — просто вешалка. Такое объяснение не гарантирует того, что страхи полностью исчезнут. Но интенсивность переживания снизится.

Думаю, что некоторым людям эта книга даже покажется душевной за счёт некого лубочного, фольклорного флора. Так или иначе, но «Мусорная корзина для Алмазной сутры» едва ли успеет вас утомить в связи с незначительным объёмом. Поэтому можете рискнуть и проверить — развлекает вас книга, успокаивает или же знакомит с буддизмом.

Мой книжный Telegram-канал

Заметки о квир-литературе