Больше рецензий

3 февраля 2019 г. 12:01

307

5 Вверх по лестнице, ведущей вниз

Во многом эта книга перекликается с Russian Peasants Go to Court , но если Джейн Бербанк интересует структура и механизмы судов низшей инстанции и участие в них крестьян, то Стивен Франк занимается тем, как крестьяне вообще относились к пореформенной судебной системе, как понимали справедливость и закон, как реагировали на предполагаемое ущемление своих прав и как и почему участвовали в преступлениях, мотивацию и причины.

Автор провел тщательный анализ статистических компиляций имперского МВД, вычленяя из скудных данных общие шаблоны и категории, с указанием на слабые места, на недостатки и достоинства, стандартные черты современной европейской статистики и уникальные особенности российских цифр, порожденные ими мифы и их последствия как для крестьян, так и для страны в целом. Основываясь на статистических данных и их анализе, он зачастую оспаривает представления, популярные в тогдашнем образованном обществе - что крестьяне предпочитают наказание поркой вместо штрафов, например, и уточняет другие явления (например, что повальный подкуп может быть объяснен стремлением крестьян уравновесить враждебную к ним официальную юстицию).

Франк регулярно сравнивает законодательство и практику по крестьянской юстиции с колониальной - подразумевая и сравнивая с британскими практиками в Африке. Сравнение, как мне кажется, поверхностное, однако аргументация автора нельзя назвать несерьезной. Впрочем, даже тогдашние социологи сравнивали крестьян с ашанти и малайцами. К тому же колониями дело не ограничивается: автор часто проводит аналогии между экстралегальными практиками российских крестьян и низших классов США и Западной Европы.

В общем, Франк пишет о том, что понимание справедливости и законности у властей и народа не совпадали. Крестьяне воспринимали и ценили только те законы, что защищали их. Если же закон ущемлял так или иначе их права, они его игнорировали, а потом отговаривались невежеством, темнотой и некультурностью - аргументы, которые исправно срабатывали как на либералов, так и на консерваторов. Кроме того, в то время как для государства и помещиков важны были права собственности как таковые, для крестьян же важен был вложенный труд: то есть собрать грибы в помещичьем лесу преступлением не считалось - они ведь сами по себе растут, а если их не собрать, они сгниют.

Для государства важны были сохранение порядка и поступление доходов (например, от водочной монополии), для крестьян же - конокрадство, поджоги и воровство, на которые полиция не обращала внимания ввиду мелких сум, сложностей с поиском доказательств. Вообще вот этот разрыв между обществом и народом, государством и народом на уровне мировоззрения показан Франком очень здорово. Неудивительно, что крестьяне не только не поддержали падающую монархию, но еще и подтолкнули.

На основе своих изысканий Франк, в общем, выстраивает довольно широкую картину ежедневной крестьянской жизни, с ее финансовым расслоением, страхом перед пожаром и конокрадами, отсутствием защиты со стороны государства, тяжким налоговым бременем, повальным алкоголизмом, глубинными суевериями и рутинным насилием к женщинам и детям. В заключении указывается, что революция для крестьян ничего не изменила, ибо отношение к ним со стороны властей осталось тем же самым: большевистские вожди сами были выходцами из образованных слоев населения и крестьян считали некультурными и отсталыми дикарями.