Больше рецензий
26 января 2019 г. 23:04
135
4 Мы остаемся на материке, единственном на нашей планете, где нет женщин.
Рецензия"Нам предстоит провести большую работу по корректировке карт, побывать в районах, где еще не был человек, и дать ответ на вопросы, которые интересуют наших ученых. Надо внимательно смотреть на местность и вносить, если нужно, в карту поправки."
"Что же нового дал нам этот полет? Прежде всего мы убедились, что никаких гор, отмеченных американскими летчиками в 1947 году, на расстоянии 400 километров нет!"
Черевичный Иван Иванович
Исследовал ряд воздушных трасс в Сибири (Якутск — Колыма), участвовал в снятии экспедиции И. Д. Папанина с дрейфующей станции «СП-1» (1938), ледовой разведке (Карское море, море Лаптевых), проводке морских судов по Северному Морскому пути. В 1941 году возглавил воздушную экспедицию, которая на самолете «СССР Н-169» совершила несколько посадок на лед в районе Арктического бассейна и впервые достигла района полюса относительной недоступности. За 144 летных часа самолет, ведомый Черевичным, покрыл расстояние в 26 тысяч км. Участник многих воздушных высокоширотных экспедиций (1948—55 годы, 1958—60 годы). Командир авиационного отряда первой советской антарктической экспедиции (1955—57 годы). Награжден 3 орденами Ленина, 5 другими орденами, а также медалями.
В данной книге автором описывается процесс исследований тех районов Арктики, которые по соглашению участников Международного геофизического года были отведены для работ советской экспедиции. Также, аргументируется выбор места для строительства обсерватории «Мирный». «Строить нужно на выходах коренных пород, иначе с нашим научным городком может произойти то же, что и с американской станцией Литтл-Америка: ледник, на котором была построена эта станция, в конце концов сполз в океан.» Исследования Иван Иванович проводил на самолете Ли-2, причем летчики собирали самолет вручную прямо во льдах. «Мы имели все необходимое, начиная от спальных мешков и кончая газовой плиткой, на которой всегда можно было приготовить горячую пищу. Таких «квартир» у нас стало три — один АН-2 и два ЛИ-2 (правда, второй самолет еще нам нужно собрать).»
Летчики в основном проверяли качество карт и вносили, в случае необходимости, в них изменения.
«— Смотрите, Иван Иванович, — обратился ко мне штурман Морозов, — конфигурация западной части ледника не соответствует той, которая изображена на наших картах. Придется исправлять, а то с такой картой много не налетаешь.»
Это было время, когда на полярников не жалели средств. Когда гости с австралийского ледокола посетили строителей обсерватории «Мирный», то они были поражены технической оснащенностью советских полярников. Хотя и летать полярным летчикам приходилось, как они говорили, «к черту в пасть» - на Полюс недоступности.
Справка: полюс относительной недоступности — точка, которую наиболее трудно достичь из-за её удалённости от удобных транспортных путей. Часто это относится к самой отдаленной точке от береговой линии.
Ленин на полюсе недоступности
Но как ни старались наши летчики и ученые, их западные товарищи оказались совсем не товарищами. «В июле 1955 года в Париже была созвана Антарктическая региональная конференция, на которой присутствовали представители ряда стран. Один из участников этой конференции показал Бурханову карту Антарктиды; на ней флажками отмечались участки, где страны — участники Международного геофизического года должны были открыть научные станции. Советские станции в глубине материка были перечеркнуты. Наших представителей заинтересовало, в чем тут дело, и им ответили:
— Видите ли, Советскому Союзу достался сектор наиболее тяжелый в климатическом отношении; о нем наука почти ничего не знает. Даже те сведения, которые мы имеем, дают возможность предполагать, что природа там настолько сурова, что организация станции почти невоз¬можна. Думаем, что температура воздуха доходит в этом секторе до минус 80 градусов. Следовательно, жить там нельзя. Поэтому мы и зачеркнули флажки, которые обозначают будущие ваши станции в районе Геомагнитного полюса и Полюса недоступности.»
Эх, жалко, что ни тогда, ни тем более в современное время не нашлось, да и не найдется решительных руководителей, которые могли бы сказать представителям западных «цивилизаций» простые и понятные слова на русском языке: «Да пошли вы!» Аминь!