Больше рецензий

24 января 2019 г. 12:26

640

4 Инцест - дело семейное

Не касаясь художественных достоинств произведения, которые неоспоримы, не могу не высказаться по содержанию. Тут сейчас будут спойлеры, но, однако же, прочитав, не могу не поражаться, насколько изменилась (к счастью) за минувшие века мораль. Не везде, конечно, в том числе, не для всех на территории нашей страны - подтверждение тому легко найти в сообщениях СМИ за недавно окончившийся год.
Итак. Величайшие преступления.
Дюма рисует нам для примера сперва истории из жизни семейства Борджиа (это прекрасно задает тон - в том числе, предлагает сомневаться в историчности и дальнейших излагаемых событий, поскольку существование загадочной и страшной карталены, специального яда Борджиа, так и не было подтверждено, а вот то, что и Родриго, и Чезаре переболели в указанный период малярией - куда более вероятно). Но, если думать еще и о степени правдивости повести Дюма, совсем запутаешься, поэтому я сейчас скажу только о том, что прочитала.
А акценты расставлены прелюбопытные. Мало того, то отец семейства Ченчи описан как полное чудовище - и в самом прямом понимании, и пользуясь определением тропа (https://posmotre.li/Полное_чудовище), серийный насильник, при чем, видимо, в извращенной форме - ибо даже по условиям того сурового века за то сидел в тюрьме, еще и не единожды. Черным по белому Дюма признает, что Ченчи, во всяком случае, в его интерпретации, совершил все преступления, какие только пришли ему на ум. Детей своих он ненавидел и не скрывал того, однако Беатриче стала печальным исключением. Ченчи вовлек дочь в инцестуозную связь, а затем, когда она попробовала воспротивиться его домогательствам, изнасиловал.
В общем, картина прекрасная. Не только Беатриче, но и ее мачеху Лукрецию Петрони Ченчи, по сути, насиловал - даже если вообразить, что маловероятно, будто бы замуж она пошла за него по любви, после совращения Беатриче ее отцом, муж стал противен Лукреции.
И вот две женщины (скорее, девушки, вряд ли и Лукреция была так уж намного старше падчерицы) изыскивают все средства обратиться хоть к чьей-либо защите, но тщетно. Исчерпав все способы, они решают прибегнуть к крайнему: убить Франческо. Для того нанимаются двое разбойников... во что прекрасно верится, найти "киллера" в то время было куда проще, чем сбежать на своих двоих, куда глаза глядят. И вот, сердобольные убийцы ахают при виде спящего старика: как можно его убивать! Это-то и понятно. Не их месяцами (если не годами) насиловал этот милый спящий дедушка.
Но, наконец, страшное свершилось. Беатриче, хоть и чужими руками, убивает своего мучителя, то есть, отца. Плачут ангелы! Бог отворачивает свой лик от подобного греха. Ах вот оно что, вот о чьем ужасном преступлении идет речь, я-то думала, злодей в истории - Франческо, но нет, это Беатриче. Действительно, надо было поступить благороднее, например, вызвать отца на поединок. Желательно, лично, наверное. Или нет, точно, надо было позволить ему и дальше избивать и насиловать себя, а можно было еще умереть. Вот тогда было бы классно и добродетельно. И никакого греха, что самое главное.