Больше рецензий

Ferzik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2019 г. 22:23

327

4.5

Джон Диксон Карр - "Паника в ложе "В"".

Детективы Золотого века - моя слабость. В данном случае я не посмотрел на дату выпуска (1966 год), но Карр - в любом случае классик жанра, и его лучшие романы пришлись на любимый мой период, так что можно смело ставить еще одну галочку в блокноте. Тем более, сюжет выдержан в духе типичных карровских вещей, разве что "невозможность" преступления проявляется по минимуму.

На самом деле, 1966 год издания накладывает небольшой отпечаток: всё явнее в классическом детективе проявляются намеки на секс и постель. Это еще не царапает глаз, как у многих, кто пытался создавать стилизации под классику, но от Карра я не совсем ожидал такого. Впрочем, здесь, скорее всего, и переводчик "помог": он не всегда стеснялся в выражениях. Иногда шутки идут "на грани", например, когда мужчина пытается не всерьез поддеть любимую женщину, это выглядит как откровенное оскорбление, за которое и в наши дни не грех выписать по физиономии. Но дама лишь улыбается: мол, да-да, всё так, только чуть грубовато ты, дорогуша, выразился. В итоге диалог смотрится неестественным и вымученным лишь из-за того, что переводчик плохо подобрал нужные слова. Плюс слишком злоупотреблял сносками: даже про Черчилля пояснил, кто это такой.

Впрочем, это всё мелочи, и перевод совершенно не раздражал, как иногда бывает. Главное - детективная загадка. Как мы знаем, Карр - мастер "невозможных преступлений", который какие только задачи на грани мистики не ставил перед своими героями! "Паника в ложе "В"" - небольшая отдушина; преступление там не "невыполнимое", но догадаться, как именно оно произошло, тоже не просто. А вот ответ как раз абсолютно без наворотов; всё элементарно, но не тривиально, как я люблю. Правда, подобный ход использовала Агата Кристи, но Карр, так сказать, его немного усовершенствовал. В любом случае, это не плагиат, ведь помимо прочего читатель еще может попробовать отгадать личность убийцы, и лично я этого не смог. Финал вообще мне понравился, за исключением последней пары страниц, оказавшимися явно лишними, но тут уж претензия не к детективной части. В последней же всё четко и однозначно, что довольно неожиданно, т.к. до этого место преступления (убийство произошло на генеральной репетиции спектакля в театре) было описано довольно сумбурно. Кто куда побежал, как попасть из одного места в другое - чтобы разобраться, нужно недюжинное воображение. Поскольку у меня его нет, я искренне порадовался, когда концовка расставила всё по местам так, что сильно вникать не потребовалось.

В общем, удачный выбор. Впрочем, Карр - вариант практически беспроигрышный.