Больше рецензий

14 января 2019 г. 11:18

186

4 «Согласно общепринятому мнению, слово «Хуракан» Колумб услышал впервые при встрече с вращающейся бурей, которая тогда еще не была названа циклоном. Индейцы, которых адмирал моря-океана вез в Испанию, чтобы научить их кастильскому наречию, узнали ужасного врага и стали кричать: «Хуракан! Хуракан!»

картинка JohnMalcovich
Сперва о том, что же такое тайфун.
Тайфун – это плод недостаточного наклона земной оси к плоскости эклиптики. Тайфун бунтует против узости той полосы в 23˚27’, которая называется тропической зоной. Увеличьте наклон земной оси до 45˚, доведите общую ширину обеих зон, прилегающих к экватору, до 90˚, заставьте солнце проходить над Европой в зените, измените тем самым годовое распределение тепла на поверхности Земли, и тайфуны и ураганы исчезнут.
В общем же, тайфун – это грубое и примитивное средство природы, предназначенное для того, чтобы сбросить давящий груз жары, который она без передышки накапливала, тайфун зарождался как настоящий предохранительный клапан и, вне всякого сомнения, не поодиночке, а сразу группами, плывя фантастическими эскадрами завоевателей и встречая только опустошенные земли, вторгаясь на континенты. Известно юмористическое определение пушки: «это дыра с бронзой вокруг». Про тайфун можно сказать: «это атмосферная депрессия, т.е. зона пониженного давления воздуха, с ветрами, которые вращаются вокруг нее, стремясь ее заполнить». Глаз бури увидеть было так же страшно, как и мифическую Птицу Белигу. У моряков существует поверье, что тот, кто видел глаз бури, тот вряд ли сумеет спастись.
картинка JohnMalcovich
Когда люди впервые начали изучать маршруты прохождения тайфунов, то оказалось, что тайфуны действительно способны бродить, словно одушевленные существа. В 1962 году был отслежен тайфун, который последовательно обходил все Азорские острова, словно ища кого-то.
Охота за тайфунами осуществлялась на метеорологическом Боинге-50, варианте знаменитой летающей крепости Б-29 времен второй мировой войны. Эти самолеты обладают прочностью почти сплошного тела: они словно не имеют внутренней полости. В самолет можно попасть через лаз в носовой части, по узкой лесенке в хвосте или через люк в герметическом отсеке. По сравнению с метеобоингом-50, забитым массой аппаратуры, подводная лодка будет казаться комфортным миром простора.
картинка JohnMalcovich
Американцы начали заниматься исследованиями тайфунов после того, как 17 декабря 1944 года, во время заправки топливом третьего американского флота в Тихом океане, на флот совершил «атаку» тайфун. Тогда погибло 800 человек; 80 человек были тяжелоранеными; три эсминца затонули, 22 эсминца были повреждены; 150 самолетов было сброшено с палуб авианосцев. Тогда же впервые на американском флоте был рассмотрен вопрос о допущении самостоятельных действий капитана, не зависимо от решений адмирала эскадры, если это может спасти корабль от гибели.
Автор книги был направлен на остров Гуам, где располагается центр изучения тайфунов. Сам остров постоянно находится в положении, определяемом как «тайфунные условия № 4». Это означает, что в любой момент на нем можно ожидать появления тайфуна не позже, чем через 72 часа. Гуам служит регулировочной станцией тайфунов, системой железнодорожных стрелок, распределяющих их ярость. Почти неслышный стук дверцы самолета, на котором прибывает дежурный по тайфунам, может означать, что через неделю в Азии погибнут тысячи людей.
Интересный факт: Гуам – это американское владение на Марианских островах, которые после второй мировой войны стали частью подопечной территории, руководимой верховным комиссаром Организации Объединённых Наций. Подопечная территория, кроме Марианских островов, охватывает также Каролинские и Маршальские острова. Все вместе они составляют Микронезию – «мелкие острова», - которая представляет собой обширную область затопленных гор, обладающую большей протяженностью с востока на запад, чем США, и почти не уступающую им в протяженности с севера на юг. Метеорологические станции проводят вертикальное зондирование верхних слоев атмосферы. Кроме того, наблюдения проводятся торговыми судами и рейсовыми самолетами.
N.B. Франция – единственная страна, которая не использует для изучения метеорологической обстановки донесения командиров самолетов и пилотов, хотя всякий самолет – это идеальная передвижная обсерватория.
О пользе разведки тайфунов говорит язык математики: точно рассчитанные прогнозы прохождения урагана Карла, захватившего весь Мексиканский залив, позволили эвакуировать с его пути 300 000 человек, что свело число жертв лишь к 46 человекам.
Хотя экипажи охотников за тайфунами не составлены из добровольцев, это единственное в авиации назначение, от которого можно отказаться. Правда, этого никто никогда не делал.
Об эффекте Фудзивары: японский физик Фудзивара, который даже не был метеорологом, увековечил свое имя, обнаружив эффект слияния двух разных тайфунов, после чего их дальнейшее развитие определяется уже не только их собственными характеристиками и окружающей средой, но и прежде всего влиянием соседа. Тайфуны становятся парой.
О добре и зле: именно тайфуны переселили пеликанов на Гваделупу в 1865 году. Резервуары Гонконга за период прохождения любого из тайфунов, получают около полутора миллиардов галлонов воды, что по местным меркам является более важным, чем даже людские жертвы. В храмах Гонконга молятся о приходе нового тайфуна, заблаговременно оплакивая небольшое число жертв, которые обязательно погибнут в случае прихода урагана.
Гонконг после тайфуна

картинка JohnMalcovich