Больше рецензий

10 января 2019 г. 22:36

652

3.5

Один мой знакомый психолог считает, что читать книги — зло. В смысле, зло — читать книги о тех или иных действиях вместо того, чтобы совершать их. Он говорит, что некоторые люди слишком много читают, но не переходят к практике, а без нее-то достичь успеха, в общем-то, невозможно. Ну, если нет цели стать гениальным теоретиком, само собой. Так вот, читая эту книгу, я испытывала похожие чувства: вроде и читаешь про писательство, но это какой-то суррогат вместо того чтобы сесть и набить шишек на собственных текстах.

Хотя здесь вопрос скорее моих завышенных ожиданий от нонфика. Я все жду каких-то гениальных штук, которые перевернут мое понимание мира, а оказывается, что большинство авторов переписывают раз за разом одни и те же советы. С одной стороны, да, здесь написана удобная схема проработки сюжета, а с другой — ну, ничего нового. Все это было и в статьях на фикбуке, и в нонфике про писательство других авторов. Вряд ли это коварное воровство, просто советы настолько очевидные, что лежат совсем уж на поверхности. А здесь они еще и довольно сухо написаны.

Нужно понимать, зачем пишешь? Тексту нужна идея? Эпизоды должны быть связаны и к чему-то вести? Ничего нового. Другой вопрос, что я знаю немало авторов-любителей, которые пишут просто чтоб написать, толком не зная, куда их заведет сюжет. Те ребята, которые говорят, мол, персонажи сами решили так сделать. Выглядит как "собака, которая дрессирует хозяина". С другой стороны, каждый развлекается, как хочет, и вряд ли люди с таким подходом откроют эту книгу.

Что действительно ценно в этой конкретной книге, так это разбор схем сюжета на реальных произведениях. Автор берет три-четыре написанных романа и тыкает пальцем, где конкретно находится какой элемент. Такого рода препарирование помогает понять наглядно, что есть что, и разобраться в собственных возможностях и приоритетах. Ради этого, пожалуй, стоило продираться через все остальное.