Больше рецензий

7 января 2019 г. 02:13

722

5

Не переставай учиться всю жизнь! Светлой тебе дороги! Сражайся за правду – свою правду, не чью-нибудь чужую – и не забывай главное: для меня ты самая важная на свете гипотеза, теория и философия!


Прочитав некоторое количество рецензий на эту книгу уже после ее прочтения, я могу понять, за что её можно либо полюбить, либо возненавидеть, одинаково могу понять и хвалебные отзывы, и отзывы людей, не разделяющих восторгов. Факт в том, что этой книге просто необходимы:
Время. Объем книги, мягко сказать, немалый, учитывая, что по строению своему, по затронутым темам, по своей некоторой неспешности «Некоторые вопросы…» отдает дань классическим романам прошлого века. Но если отставить все дела, серьезно подойти к процессу чтения, погрузиться, то потом оторваться, действительно, сложно, - настолько затягивает это повествование, особенно погружает в себя, как уже многие отмечали, вторая половина романа.
Ресурсы. Книга изобилует цитатами, отсылками как к существующим книгам, фильмам, и вообще культурным и историческим событиям, так и к вымышленным. На протяжении всей книги складывается некоторая игра с читателем. Разгадывать ли, копаться ли во всех отсылках и примечаниях, коих больше полусотни, - дело читателя. Ведь по сути в какой-то момент ты просто начинаешь вливаться в эту игру, плыть по течению, даже если ты не все отсылки увидел, понял, разгадал. В какой-то момент, понимаешь, что, вероятно, само существование вымышленных названий, цитат вперемешку с реальными – это тоже своего рода вторая игра, где можно и нужно расслабиться и просто довериться автору.
Могу смело сказать, что даже не заглядывая в примечания, можно просто наслаждаться повествованием таким, какое оно есть. Что важно я хочу сказать, так это то, что на эту игру нужны тоже определенные ресурсы: внимательность, сосредоточенность. В конце концов, настолько «каменистое» построение предложений и мыслей Синь позволяет нам через ее телескоп накопленного багажа знаний также развивать пытливость как читателя. А если так подумать, именно такой взгляд на вещи даже оправдывает некую сухую отстраненность героини от остального мира. Будто всеми этими нагроможденными друг на друга знаниями, она выстроила модель существования, свой мир, свой взгляд, сотканный из множества чужих мыслей и миров, что позволило ей на многие вещи смотреть несколько отстраненно, несколько сверху даже в каких-то ситуациях, и в этом мы можем соотнести себя с ней, больше сопереживая.
Конечно, Синь во многих ситуациях и во многих отношениях с остальным миром, со своими сверстниками, остается 16-тилетним подростком, но именно потому, что она такая необычная, я продолжала переживать вместе с ней все сложные моменты. Как бы странно то ни было, но такой эффект немного нереального персонажа на меня сработало там, где нужно. Необычность, огромный фундамент, (в формировании которого не последнюю роль играет и отец), интеллект, превозносивший ее над всеми остальными людьми ее возраста, а также некоторая эмоциональная чопорность, и, в каком-то смысле, слепая любовь к отцу, а потом взросление и осознание простых и сложных истин - вот именно это сделало ее настолько живой для меня в пространстве этого романа. И именно с этой стороны, - со стороны раскрытия Синь как персонажа, ее пути к озарению, к осознанию самой главной тайны романа – книгу можно назвать романом взросления.
Хотелось бы всё-таки сказать, что это не детектив, да, здесь есть детективная линия, есть все элементы, присущие этому жанру, которые потом связываются воедино в конце, складываются в единую картину, но это не детектив, это история, просто история.
И да, тут хотелось бы сказать пару слов о сравнении этой книги с «Тайной историей» Донны Тартт. Так вот, по-моему, общего у них только то, что есть определенный круг привилегированных учеников, есть загадочный преподаватель, и есть убийство, - это всё, пожалуй. Как большой любитель «Тайной истории», я, конечно, тоже поначалу хотела высмотреть сходство, но чем дальше я продвигалась, тем больше понимала, что это две совершенно разные по настроенности, по наклонностям, по настроениям, а также по посылу книги. Сравнивать эти книги всё же не стоит, но хочу сказать, в теории катастроф нет затягивающей в себя бездны тарттовского болота, здесь всё, несмотря на концовку, шокирующую и трагичную, как ни взгляни, заканчивается хорошо настолько, насколько это вообще возможно в данной ситуации, и остается от книги приятное ощущение, хотя и с таким неплохим осадочком в душе и множеством тем для дальнейших размышлений. Книга заставила вернуться с последней закрытой страницей в первые главы, перечитать, посмотреть на рассуждения Синь, уже зная концовку, и получить огромнейшее от этого удовольствие, а это говорит о многом.
В этой истории есть всё, что я ищу в книгах, в ней есть по-настоящему страшные моменты осознания, есть добротная история, сдобренная неплохим детективом, есть неплохо прописанные и раскрытые в той мере, в которой нужно по сюжету, персонажи, интересная концовка, а еще интерпретации причин некоторых событий предлагается выбрать самому.
Но! Хочется отметить, что книга не для всех, к нужно подходить осторожно и быть готовым неспешному повествованию. Если влиться, попривыкнуть к стилю, то, как это случилось и со мной, получаешь массу восторга и удовольствия.
Первая прочитанная мной книга Пессл, и нескоро приступлю к остальным, уж очень такие книги меня в хорошем смысле занимают и требуют много ресурсов, как физических, так и эмоциональных. Тем не менее хочется дальше знакомиться с автором. Интересно, что это дебютный ее роман, очень надеюсь, что остальные будут не хуже.