Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

4 января 2019 г. 05:54

898

5 Всегда сбывается только худшее, а должны сбываться сказки. Вы согласны?

Тот самый случай, когда в одном относительно небольшом по объёму томике представлена вся палитра творческих способностей и возможностей автора. Начиная с более-менее крупных литературных форм (две повести), включая драматическое произведение и заканчивая короткими рассказами разного тематического содержания и направленности. Этакая своеобразная чеховщина — это я пока только о разнообразии форм.

Как мне показалось, общим для авторского стиля Сергея Андреева является его стремление поставить героев своих произведений в ситуацию непростого выбора. Создать (или подглядеть) такую ситуацию, внедрить в неё персонаж и заставить его этот выбор сделать. А может быть просто оставить его там в состоянии необходимости этого выбора. Причём чаще всего ситуации выбора касаются самой простой жизни человека и затрагивают обычно систему человеческих отношений. Мужчина и женщина. Друзья. Любовники и любовницы. Обманывающие и обманываемые. Изменяющие и верные. Уезжающие и остающиеся. Неважно, что именно происходит конкретное между людьми, важно, что обычно это взаимоотношения центрального персонажа с другим человеком, или просто двух людей без выделения центральности. Хотя иногда это и ситуации отношения человека с самим собой, со своей совестью и честью, или ещё с чем-то подобным.

Далее в тексте будут СПОЙЛЕРЫ, потому если кто намерен прочитать эту книгу, то лучше на этом чтение отзыва и закончить.

Стайер (повесть)
Совсем ещё не старый мужчина. Из категории «бывший». Бывший спортсмен. Бывший муж и отец. Бывший студент. Бывший благополучный с перспективами молодой человек. Бывший…

А ныне довольно обыкновенный начинающий (а может быть уже и состоявшийся, но пока не бесповоротно провалившийся в бездну) алкаш. Работа позволяет бухнуть — грузчик в крупном магазине личность не особо обременённая дресс-кодом и прочими обязательствами. Ну, и после трудовых будней и подвигов, соответственно, грех не выпить.

Но однажды приходит вот это ощущение пустоты жизни. Пустоты и никчёмности. Ощущение скольжения вниз по наклонной плоскости. Ощущение бесцветности бытия. Которое, как известно, определяет сознание. И тогда вот это пока ещё балансирующее на краю пропасти сознание ведёт нашего героя к бывшему своему тренеру. Потому что не к кому больше. Потому что больше никто ему не верит и не сумеет помочь. Помочь осознать самого себя, поверить в себя и выкарабкаться наверх. В зону относительного благополучия.

Вот, собственно, вся интрига. Сумеет ли бывший хороший человек Пётр Борисов перешагнуть рубеж? И сумеет ли тренер Семён Егорыч помочь парню выкарабкаться?

Короткая, всего в сорок страниц история. Но сколько в ней смыслов и точек выбора. Точек выбора и невозврата…

Легко и красиво (повесть)
Мужчина за тридцать. Врач. В руки которого при определённых криминальных обстоятельствах попадает крупная по советским временам сумма денег (более 60 тысяч рублей) и некоторое количество драгоценностей и золотой пыли. И соблазн — передать случайное богатство в органы или же оставить себе. Благо свидетелей криминальной драмы не было.

А затем калейдоскоп попыток сменить образ жизни, повернуть её поток вверх, сделать шаг перпендикулярно предыдущему направлению жизненного маршрута, ну и т. д. И ощущение некоторого могущества, которое придаёт ему немалая сумма. И потому уже планы всё закрутить весело и красиво, легко и воздушно. И вернуть себе любовь той, которую любил с студенческой поры и с которой жизнь развела всерьёз на целых 12 лет.

А потом оказывается, что сами по себе деньги, даже немалые, мало что могут изменить. Ну, жрать будешь другое и носить другую одежду, с лейблами от фирмЫ. А вот вернуть ушедшую от тебя женщину они не могут. Потому что, как пели в своё время Битлы, Любовь нельзя купить. Продать и предать можно, а купить нет. А то, что покупается, вовсе не любовь, а так, просто физиология, туда-сюда-обратно…

Жил был бывший врачишка. Жил-был…

Из мячика выпускают воздух, и он перестаёт быть мячиком: для него это и означает, что всё кончилось, хотя в наличии и камера, и покрышка, а не хватает лишь какой-то малости… какой-то малости

Двое в лифте (драматическое действие в двух частях)
Небольшая пьеса для двух актёров. Он и Она. Случайно оказавшиеся вместе в обесточенном служебном лифте. В пятницу, после 18.00. Т.е. без надежды на скорое вызволение. Представили ситуацию? Лифт, дежурное освещение и тишина. И впереди два дня и три ночи.

К тому же товарищ вовсе не товарищ, а убийца, киллер, стрелок. Только что заваливший босса нашей бухгалтерши. И сразу поставивший вопрос крайне определённо — сначала мы будем жить в этом лифте, получая всякие удовольствия, но потом я тебя непременно застрелю, ибо свидетели мне не нужны.

А она вся такая чистая и романтичная, ни разу не изменившая мужу не то, что телесно, но даже и в помыслах. Почти что не изменившая. В помыслах…

А потом спор, предметом которого становится честь Ирины. И то, что с ними обоими происходит там, в лифте. И это ещё понять надо, кто кого победил и кто кому нанёс поражение. Кто выиграл этот спор?..

РАССКАЗЫ
Прочитанные повести и пьеса безусловно были восприняты не просто с одобрением, но с целой гаммой собственных читательских чувств и переживаний — уж больно жизненно автор разворачивает действо в этих произведениях.

Но главным писком стали всё-таки вот эти коротенькие, порой буквально занимающие восемь строчек рассказы. Такой сжатый объём заставляет автора чрезвычайно точно формулировать основную суть рассказа и передавать смысл безошибочным набором слов. Не пренебрегая при этом литературностью формы и драматургией подачи того, о чём пишет автор. Впрочем, судите сами:

«Доказательство от противного
Ишь, повели его! Большой уже мальчишка, мог бы и сам в футбол погонять или ещё там чего. Дак нет, возьмут его вдвоём за руки и пошлёпали на всех парах. В музыкальную школу сопляка определили, в бассейн. Думают, мальчишка-то ихний первее всех должон быть. Был бы свой, так наверное лучше относились — дали бы воли побольше. А этот — приёмный, вот и мучают его. Конечно, такого не жалко!»

Приведённый пример одного такого рассказа как нельзя лучше демонстрирует и способность автора менять форму подачи, и филигранность работы со смыслами, и умение точно выцеливать эмоциональные читательские мишени. Выцеливать и поражать. По-чеховски точно и остро.

И нельзя не отметить филигранную и отточенную работу автора со словом. Потому что только слово служит тем инструментом, с помощью которого автор передаёт читателям то, что волнует и беспокоит его, что заставляет мучиться и страдать, чем он болеет и чем пытается нас — читателей — лечить. Лечить и спасать. Прежде всего от самих себя...

Отличная книга! Интереснейший автор (на сайте, кстати, практически неизвестный)!

PS Эх-хе-хе... Непростое это дело — поставить самому себе оценку. Да ещё как бы не от своего вИдения текста отзыва на прочитанную книгу, а как бы от коллективного мнения судей...
В общем, после бурных внутрикомандных дебатов мой внутренний шаман начал бурчать почти нечленораздельно что-то похожее на "два балла", заглушая при этом своё скороговорение гулким бубном и почему-то там-тамами.
Ну, пусть будет 2.0 (и тут пошли пассы, танцы вокруг костра и прочая шаманская атрибутика)

Прочитано в рамках 1 уровня Долгой прогулки, забег 2019, основное задание, тема № 2. Триста двенадцать страниц, цвет обложки "морская волна", читателей на LL не было, рецензия первая (скрин имеется)
Команда «Летучие фламандцы».