Больше рецензий

28 декабря 2018 г. 11:36

994

4 "И что же у них на языке? Одни безделушки! А в голове? Сплошные погремушки! А на уме? Игрушки, только игрушки!"

С чем ассоциировалась у меня Новоя волна до прочтения этой книги? С легкостью, легкомысленностью, свежестью (возможно, навеянными и одноименным музыкальным коллективом).
Ничего подобного. "Новая волна: портрет молодости" Антуана де Бека написана так, что, кажется, будто это был один из мрачнейших периодов французской истории. Конечно, я немного преувеличиваю. Но книга и впрямь лишена ожидаемой восторженности. Это довольно беспристрастная попытка разобраться в феномене. Предпосылки и этапы развития Новой волны, социальный, политический контекст, культурологическая и социологическая оценки – это ключ к пониманию и новому взгляду на фильмы едва ли не самого знакового явления в европейском кинематографе.

Новая волна зародилась из критического бурления, из невозможности рассказывать старыми средствами о новом поколении, поколении синефилов, бунтарей без причины, блуждающих огоньков. Эта волна шквалом обрушилась на закостеневший берег в 1959, когда в Каннах показали «400 ударов» Трюффо и «Хиросима, любовь моя» Рене, и так же стремительно через три года откатилась в небытие, оставив мифы и воспоминания.

В книге эти мифы и воспоминания представлены в виде прекрасных иконических кадров из фильмов: "На последнем дыхании", "Клео от 5 до 7", "Хиросима, любовь моя", "Жить своей жизнью", "Блуждающий огонек", "400 ударов" и др. Кроме того, 20 страниц отведено под 20 шедевров Новой волны, чтобы читатель точно знал, с чего начать или чем заполнить пробелы в списках маст-си.

картинка olkhovique

Одно из главных достижений Новой волны - то, что

«фильм наконец-то стали отождествлять с его автором. … Фильм Новой волны – это личный предмет, наделенный чертами его создателя, и только присутствие в нем постановщика может гарантировать успех и тронуть сердца зрителей своей подлинностью».

Вернувшись в океан, она дала жизнь многим другим «новым волнам» - именно этот термин часто используется для определения нового кино постсоциалистических стран; здесь не могу не упомянуть любимую «румынскую новую волну», и даже (кто бы мог подумать!) белорусскую.

«Для многих молодых режиссеров по всему миру Новая волна означала новую свободу – теперь и они могли рассказывать очень личные истории, снимая малобюджетные фильмы».

Читая эту книгу, я вновь задумалась о роли критики. Пускаться в разглагольствования не буду, но стоит отметить, что парадоксальным образом одним критикам (Трюффо и Ко) удалось создать новое кино, а другим – внести вклад в его разрушение.

«Оплеухи были жестокими, пренебрежительными и отвешивались с высокомерным видом. Молодым режиссерам было больно, порой очень больно».

Приведу несколько особенно едких высказываний:

«Она, как кислый плод ненависти, требует апокалипсиса презрения», -

писал о Новой волне некто Мишель Мардор.

Мишель Одиар:

«Новая волна умерла. И мы замечаем, что, по сути своей, ее очертания были столь же неопределенны, как и степень ее новизны».

Ну и куда же без Жана Ко, бывшего секретаря Сартра, чьи слова я вынесла в название рецензии, который заключает:

«Мы замечаем, что молодым режиссерам, по большей части нечего сказать».

Было, что сказать, или нет - теперь решать зрителю. Сама я не являюсь большим поклонником фильмов Новой волны, но ее шарму, простоте, обаянию не поддаться сложно, как и перестать разглядывать «Портрет молодости».

Мое мнение об издании: оформление этого издания выше всяких похвал - обилие редких снимков, великолепная верстка, удобный двухколоночный формат, список литературных источников и ссылок на фотоматериалы, плотная мелованная бумага. К недостаткам можно отнести разве что мягкий переплет.

Кому я рекомендую эту книгу: книга - идеальный подарок для киноманов, для тех, кто интересуется историей кино, фотографией, режиссурой.

Видео в тему: краткая история Новой волны

05:55