Больше рецензий

Suharewskaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 декабря 2018 г. 14:29

790

5 «То, что под этим взглядом страшно-это хорошо...потому что больная совесть лучше чем совесть спокойная...»

Увлекшись лекциями Дмитрия Быкова, конечно, не смогла пройти мимо лекции, посвящённой М.Е. Салтыкову-Щедрину, поскольку впечатление от его «Господ Головлёвых» всё ещё острейшее.
С порога Быков огорошил меня фразой «Господа Головлёвы»-возможно, самая эффектная, но далеко не лучшая его вещь.» И тем не менее именно в «Головлёвых» я познакомилась не с сатириком, а со сверхчувствительным страдающим автором, человеком «без кожи», как принято сейчас это называть.
Мечтала посмотреть МХАТовский спектакль со Смоктуновским в роли Иудушки, но запись, к сожалению, не сохранилась.
Не самый популярный писатель из русских классиков. И самый невезучий, низведённый в советское время до третьеразрядного памфлетиста.
Быков рассказывает, что однажды Некрасов назвал его «самовлюблённым». Вздор-утверждает Быков- Салтыков-Щедрин ненавидел «всё и себя первого», и происходила эта ненависть не от дурного характера- а от очень высоких и чистых внутренних идеалов.

Высокодуховность. Религиозность. Высокая чувствительность переходящая в физическую болезненность.
В детстве- очень нежный и чувствительный мальчик, воспитанный матерью, образ которой достоверней всего воплощён в Арине Петровне Головлёвой. Прочитав в детстве «Евангелие»-долго рыдал от «жаления всего и вся». Эту «жалость ко всем и всему» Быков и определяет как истинную религиозность человека, не каждому это дано, как, например, музыкальный слух. Видимо, это и предопределяет предназначение писателя.
Не картёжник, ни охотник, ни бабник, ни пьяница.
Странно представить, но начинал со стихов. Меланхолических и сентиментальных.
Прекрасное образование...служба....Салтыков-Щедрин действительно абсолютно искренне верил в реформы в России...Мать замечала, что «Миша стал брюзглив».

Как человек с доминирующим нравственным началом- жаловался на болезни с 5 лет.
Психосоматика-сказали бы сейчас. Причину его болезней невозможно определить- констатировали тогдашние врачи.
Страшные белые глаза на узком лице, всклокоченная борода, бормочущий голос, нервная жестикуляция...Малоприятный человек.
Значительную часть лекции Быков посвящает «Истории одного города», которую считает самым главным произведением Салтыкова-Щедрина. «Великий трагический эпос, приложимый в России ко всему и вся в любое время», «периодическая таблица политических элементов»-вот несколько быковских определений этого произведения. Не знакома пока с этой книгой, но уже знаю, что надо обязательно прочитать. Исключительно меня заинтересовала параллель с маркесовым «Сто лет одиночества». «Видно, что Маркес внимательно читал в своё время Салтыкова-Щедрина,»- замечает Быков. «Сто лет одиночества» он называет латиноамериканским парафразом на щедринские темы.

К счастью (именно так- к счастью) Салтыков-Щедрин мало изучается в школе (в отличие от многострадальной «Войны и мира»), тем самым автоматически «приходит к взрослому читателю».

Истинный сатирик. В ходе обсуждения Быкову задают забавный, на мой взгляд, вопрос: сатирик ли Жванецкий?
«Ну нет, он, скорее- поэт, -улыбнулся Быков. -Вспомните, как с удовольствием слушают эту «сатиру» все-от сантехника до чиновника. Салтыкова-Щедрина так бы не слушали.»
И это точно.