Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

22 декабря 2018 г. 06:51

1K

5 А мы в армии называли вертолёты «вертушками»...

Существует расхожее мнение, что хотя бы одну книгу может написать любой и каждый человек. Имеется при этом в виду, что это будет книга его жизни. С точки зрения технической, подразумевая под технической стороной перестук пальцами по клавиатуре, это мнение/предположение безусловно верное. Однако немедля возникает вопрос о качестве такой книги. Не секрет, что в наш век развивающегося (так и хотелось настучать слово развЕвающегося) электронного самиздата и активной доступной блогосферы (есть также мнение, что нетрудно быть блогом, однако это весьма сомнительно) мы получаем доступ к лавине вот таких самодельных самопальных литературных опусов и шедевров. Причём чаще всего слова опус и шедевр нужно кавычить и ставить после них жирный «крикун» (вот такой !).

Однако Игорь Фролов с этим заданием однозначно справился. Справился и в том смысле, что его произведения точно являются и шедеврами (без кавычек), и опусами (в первоначальном прямом значении слова: лат. Opus — «работа»). Справился и в смысле качественности этих самых опусов и шедевров — после их прочтения хочется-таки поставить тот самый жирный «крикун» (да-да, вот этот !), но уже в качестве оттопыренного вверх большого пальца.

Но и «крикуна» и звания «шедевр» эти произведения Игоря Фролова, составившие прочитанный и рецензируемый сборник автора, заслуживают ещё и потому, что всего в трёх повестях/романах/сборниках рассказов и баек (трудно вот так сходу однозначно определить жанр и литературную форму, в которой написаны эти три вещи) автор сумел продемонстрировать читателю своё литературное мастерство и способность владения словом и мыслью (авторскими словами и мыслями), эмоциями и чувствами (в данном случае прежде всего читателя) — всем тем, что, собственно, и составляет нормальную качественную книгу — неважно, роман это, повесть или сборник рассказов и баек.

Повесть (договоримся называть все три произведения именно повестями) «Вертолётчик», давшая название именно этому изданию сборника, на мой дилетантский взгляд, способна посоперничать с Томасом Пинчоном и другими мастерами постмодернизма и литературной психоделики; при этом сохраняет все авторские фроловские находки и наработки (как и все эти произведения, повесть явно носит на себе отпечаток личного жизненного опыта и личной и персональной судьбы автора).

Следующая повесть с трудно запоминаемым названием «Бортжурнал 57-22-10. Хроники вертолетной эскадрильи» в первом приближении представляет собой скорее собрание военных баек, полуанекдотических случаев из армейской жизни, полурассказов и всякого прочего этакого улыбчиво-хохотального (юмор и смешно-нелепые ситуации так и теснятся на страницах повести). Однако по мере перемещения центра повествования на территорию ДРА и погружения уже в быт настоящей войны, улыбочки читателя постепенно становятся кривоватыми, а глаза всё более задумчивыми и грустными. Хотя автор ни в какой рассказываемой ситуации нисколько не драматизирует происходящее: ни когда вертолёт получает повреждения от огня с земли и машина не может лететь дальше, ни когда в грузовой отсек «восьмёрки (Ми-8) грузят раненых и убитых, и грузивший товарищей солдатик сидит в ступоре, из которого подскочивший к нему пехотный офицер ловко и умело выводит парня простым тычком в лицо и окриком «Бегом к своим», ни когда «духи» в упор стреляют по вертолёту с бортовым номером 10 из гранатомёта и только чудо и мастерство левака (пилота) выручают и машину и экипаж — ни в каком боевом и по-настоящему и без дураков опасном и грозящим гибелью случае Игорь Фролов не драматизирует и тем более не трагедизирует рассказываемое.

И кажется поначалу, что автор — обыкновенный армейский бравадный солдафон с полной неспособностью выражать эмоции на бумаге (так получилось, что первым из этих трёх повестей я читал именно «Бортжурнал...», и потому такое впечатление могло появиться), однако при чтении повести «Ничья» Игорь Фролов погружает нас в тонкую и щемящую историю любви на войне. И острота читаемого, и хитромудрость закрученности сюжета по силе эмоционально-чувственного воздействия на читателя способна сравниться с самыми шедевральными произведениями романтико-реалистического жанра.

В результате, по окончании чтения этой книги я немедля отправился в недра интернета в поисках чего ещё есть у автора написанного и, немного покопавшись и уточнив авторство, нарыл ещё одну повесть, изданную покамест только в электронном виде. И с не меньшим удовольствием тоже уже прочитал. Но об этом уже в следующем моём опусе — отзыве на прочитанное.

Комментарии


Спасибо за прекрасную, умную и тонкую рецензию!


На хорошего автора всегда найдутся добрые слова :-)