Больше рецензий

18 декабря 2018 г. 20:50

2K

3.5 Путь наш длинен и суров, много предстоит трудов, чтобы выйти в люди...

20-е годы прошлого века были тяжелым временем для нашей страны, но с другой стороны, как ни странно, именно в такие смутные времена бывает глоток свободы для людей творческих, не шаблонных. В те годы было много споров и экспериментов по педагогике, мыслящие люди сходились в том, что новому государству нужен новый подход в обучении, особенно "трудных" детей, которых то не толерантное общество прямо называло дефективными. Разные способы предлагались для исправления, но общим был подход трудотерапии, на которую в основном и полагались, в том числе и Макаренко. Подход же Виктора Николаевича Сорока-Расинского, прозванного воспитанниками Викниксором, был парадоксален, он хотел из воров и бродяг сделать интеллигентов и ответственных самостоятельных граждан. Как вы можете догадаться пришлось ему очень и очень непросто. Остается только удивляться, как не опускались у него руки.
Повесть написана очень правдиво, все пакости, глупости и преступления "дефективных" описаны наравне с их маленькими победами и достижениями его бывшими воспитанниками Пантелеевым и Белых. Ох, как же трудно сделать из мальчишки человека, а еще сложнее обуздать толпу мальчишек, не имеющих доверия к старшим и привыкших ненавидеть и бояться взрослых на улице, где каждый из них был врагом. "Шкидцы, каждый из которых в отдельности мог быть и добрым, и чутким, и отзывчивым, а в массе, как это всегда бывает у ребят, были безжалостны и жестоки." Очень резало мне глаза словечко "халдеи" и вообще постоянное хамство в адрес учителей, и полное непонимание как им повезло, какой это шанс для них начать новую жизнь. И как же легко они поддавались дурному влиянию! Почему всякая гадость так легко пристает, а светлое, доброе, вечное с таким трудом находит себе дорогу к детским сердцам?
Однажды даже пришлось Викниксору признать свое поражение в лице трех учеников и удалить их из Шкида, чтобы не подвергнуть остальных этому влиянию в коммуну типа Макаренко с трудом на земле. Очень понравилась мне его речь, где он говорит: "Человек этот морально слаб. Из него выйдет негодяй, а образованный негодяй в сто раз хуже необразованного. Если труд его исправит, он сможет вернуться к книгам." Была еще момент, где он строго наказывает мальчишек, разбивших стекла. Казалось бы, ну что такого, обычное мелкое хулиганство, но он говорит, что варварство - в стране, где нет средств вставлять стекла нуждающимся, бить стекла ради развлечения - преступление. Викниксору удалось почти невозможное, из почти готовых преступников, от которых отказались в других местах и уже махнули рукой, он смог сделать нормальных трудовых людей, причем не одного-другого, а целый выпуск. К сожалению, в 25 году его отстранили от должности директора (ох уж эти бюрократы неспособные мыслить шире формуляров и инструкций), а когда вышла книга, то возмущенная Крупская (типа что это за школа такая, где ученикам прощают такие проступки и нет трудового воспитания?) добилась того, что отличному педагогу было до 36 года вообще запрещено работать в школах.
Если сравнивать книгу и фильм, то фильм выигрывает как более веселый и заканчивающийся на более позитивной ноте, спасает обаяние детей, отлично сыгравших свои роли. Книга более честна в подробностях всяких плохих дел, таких деточек жалеть и сочувствовать труднее. Мне не хватило в книге учительского взгляда и мнения, в этом плане книга Макаренко Педагогическая поэма значительно выигрывает, но с другой стороны ребята молодцы, что не стали писать того, чего не знали и написали все максимально честно.

Комментарии


Меня , вот честно интересует программа образования созданная Ленином . Такую махину запустить , это невероятный труд . На одной зарплате учителей такое не построишь .