Больше рецензий
18 декабря 2018 г. 13:24
2K
4 Вагончик тронется, перрон останется
РецензияА в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
"Заблудившийся трамвай" Гумилев
Он называет Октябрьскую революцию революцией поездов: царский, навсегда отогнанный на запасной путь; составленный Гучковым и Шульгиным в поезде текст отречения Николая II; опломбированный вагон,в котором прибывает в Петроград Ленин и тот, на каком под видом кочегара Константина Иванова он скрылся в Финляндию; толпы дезертиров, осаждающие теплушки; знаменитый Поезд Троцкого. И эта метафора, едва ли не единственное на полтыщи страниц "Октября" вторжение художественности, которое непревзойденный мастер зримого образа Мьевиль позволяет в сухом, я бы даже сказала - пересушенном фактологией труде.
Думаю, у всего есть причины и автор, которому буйная фантазия в сочетании с мастерством выплетания сюжета обеспечили звание культовой фигуры мирового уровня в современной фантастике, должен быть не в пример строже к себе, берясь за историческое исследование. Хотя бы за тем, чтобы не дать недоброжелателям повода к злопыхательству. А и правда, для чего вдруг король биопанка пишет работу о русской революции. Ну. это точно не "вдруг", марксист, социалист. троцкист крайне левых и последовательных взглядов, Мьевиль превзошел курс социальной антропологии в Кембридже, получил докторскую степень Лондонской Школы экономики по специальности "международные отношения", обучался на стипендии в Гарвардском университете, а тема его диссертации звучит как "При столкновении двух равных прав. Марксистская теория международного права". То-то же, а вы думали лысый качок в черной футболке?
В источниках разобрались, теперь к составным частям. Что представляет собой "Октябрь"? Это последовательное, четкое, точное, с огромным количеством ссылок на документы, развертывание картины, непосредственно предшествовавшей Октябрьской революции. В предварительном пояснении автор уточняет, что будет пользоваться для обозначения дат юлианским календарем, поскольку именно такой метод летоисчисления был аутентичен описываемым событиям. Далее, значительное внимание уделено предыстории, как в общеисторическом масштабе, так и революции 1905 года: с чего начиналась. как развивалась, чем закончилась. И уже на этом этапе я, бывшая советская школьница, по определению перекормленная сведениями из этой области, удивилась тому, что началось все со знаков препинания. В буквальном смысле. Петербургские наборщики забастовали, требуя доплаты за набор знаков препинания, а уж после на забастовку откликнулись рабочие Путиловского завода.
И такого рода открытия, не производящие радикального переворота в сложившейся у русскоязычного читателя картине, но уточняющие и корректирующие ее, ждут вас во все время чтения. Канонический подход к освещению событий 1917 года в стране победившего социализма предполагает определенного рода неявный, но от того не менее действенный алгоритм, в соответствии с которым выстраивалась логистика разговора о них. Это неминуемо даже для таких новаторских по форме произведений, как "Ленин. Пантократор солнечных пылинок", просто в силу принадлежности к определенной ментальности.
Уровнем занимательности. читабельности, книга Льва Данилкина соотносится с "Октябрем" примерно как мьевилевский "Вокзал потерянных снов" с помянутым "Пантократором" и человеку, решившему искать в "Октябре" беллетристики я сильно не позавидую. С калейдоскопом из поминутно сменяющихся дат, топонимов, имен (знакомых, полузнакомых и незнакомых вовсе), событий нужно находиться в постоянном напряжении, в готовности воспринимать свежую информацию, растянув знакомство с книгой месяца на полтора интенсивного гугления или, как сделала я, получить общее представление, не пытаясь объять необъятного и просто обозначив для себя источник, которым удобно будет воспользоваться, буде возникнет необходимость уточнить конкретные события или персоналии этого промежутка времени.
Возвращаясь к структуре - события между февральской буржуазной и октябрьской пролетарской революциями разбиты помесячно с главами, названными: "Февраль. Радостные слезы", "Май. Начало сотрудничества", "Сентябрь. Компромисс и недовольство" и т.д. Такое структурирование логично и во многом задает тон, предвосхищает общий настрой того, о чем будет рассказывать означенная глава. Хотя в целом изложение довольно сухое, изобилующее малоизвестными персоналиями, академичное, скучное. Того читательского удовольствия, которое довелось испытать год назад с книгой Льва Данилкина, здесь и близко не было, Но с задачей, которую Мьевиль перед собой ставил, "Октябрь" справляется.
А кто ищет занимательности, пусть хоть "Кракена" почитает.
Комментарии
Есть ещё более захватывающая книга на ту же тему: "Красное колесо". Его вообще никто до конца ещё не дочитал :)))
Я знаю, что он был гений. Но он еще и одна из моих тяжелейших читательских идиосинкразий. Надеюсь со временем преодолеть и прочитать полностью.
Зачем, если не секрет?
Книгам необходимы люди, которые могут их понимать, симбиотический механизм экологии ноосферы.
Мудрёно однако :)))
Нет гарантии, что поймёте.
Недавно видел двух историков по телику. О "Красном колесе" толковали. Из того, что сказали, у меня сложилось впечатление, что читать это невозможно и не имеет смысла. При этом один честно признался, что дочитать не смог; второй заявил, что дочитал, -- соврал, я думаю. Передача называлась "Власть факта".
А я раз ехала в маршрутке и женщина моих примерно лет на соседнем сиденье с такой страстью говорила о Солженицыне со своим спутником, что мне стало стыдно. И героиня "Сластены" Макьюэна прямо-таки влюблена в него, прочитав от корки до корки.
Врут! Они прочитали только "Один день Ивана Денисовича" и "Матрёнин двор". Да и то, Матрёну они путают с Анной Карениной :)))
Не сексист ли вы, друг мой? (шепотом, опасливо оглянувшись))
Шёпотом: Матрёна попала под поезд... а Иван Денисович вообще мужик... только это по секрету, а то ещё как-нибудь обзовёте...
Я в том смысле, что в обоих случаях говорила о женщинах, читавших большое С, которые дочитали и поняли. А человек, который в современном мире имеет дерзость сомневаться в интеллектуальных способностях нашей сестры, сильно рискует быть обвиненным в гендерном шовинизме сиречь сексизме.
А как называется ваша сестра, которая сильно озабочена моей дерзостью и сомнениями моих "братьев"?
И, кстати, (шёпотом) женщина -- тоже человек. В вашей фразе ("А человек, который...") под человеком вы явно подразумеваете мужчину. (Оглянувшись по сторонам) уж не сексист(ка) ли вы??? не шовинист(ка) ли? :)))
Гы, я-то умеренная феминистка. А человеком вас назвала потому что, не особью же, в самом деле. Потому что вы человек.
Ты все-таки ее прочитала! (Я не сомневалась)))
Ну, я ожидала больше фантазии - меньше фактов, но, видимо, тот случай, когда Мьевиль наступил на горло собственной фантазии особо решительно )
Ох, ну надо же, вчера весь день тебя вспоминала. Слушала "Шрам" Мьевиля и думала, что именно его тебе нужно посоветовать вместо Вокзала.
В том смысле, что цикл на самом деле никакой не цикл? ))) А то я смотрю на начатый "Вокзал..." и содрогаюсь... (((
А ты отложи и возьми Шрам, он в тыщу раз круче и читабельнее. А потом, если что, вернешься. Напрямую они не связаны, так, чуть пересекаются намеком на предысторию бегства героини из Нью-Корбюзона
Спасибо, Майя! Попробую...
Мне "Вокзал..." очень "Кракен" того же Мьевиля напоминает. И несмотря на экзотику, жуков, гаруд и пр., просматривается уже знакомый сюжет...(((
Стану писать о Шраме, специально для тебя выделю моменты, которые отталкивали в Вокзале и совсем отсутствуют или снивелированы до уровня нечувствительного в этом романе. Заманивать хороших людей в места, где самим было хорошо - наше все.))
Да я и сама готова заманиваться! )))
Буду ждать рецензию с нетерпением!