Больше рецензий

17 декабря 2018 г. 16:14

505

2 Кухонный мальчик и порченная принцесса

Пожалуй, впервые я испытываю такой контраст восприятия цикла с тем, какой он имеет рейтинг. Может быть я просто чего-то не понимаю и мне не дано постичь всю гениальность этого произведения. Но я искреннее не понимаю, за что "Орден Манускрипта" так сильно хвалят.
5 томов главные герои постоянно куда-то шли, не зная куда, активно разбивая лбы об одни и те же ошибки. Нет, даже не шли. Их вели. Вели за ниточки враги, как оказалось в конце, но на самом деле вёл их автор. Его присутствие ощущалось настолько явно, что терялась почти вся естественность. Боже, как за 5 томов можно иметь почти столько же информации о своём враге, как в самом начале??? Ну как? Почему в последнем томе Тиамат и Святой отец продолжают раскладывать по полкам труд Моргенса? Почему Моргенс, если он столько всего предвидел, не сделал практически ничего, чтобы предотвратить катастрофу ещё в начальной стадии?? Или о каком ложном посланнике говорит Джулой, если она столько времени пробыла рядом с главными героями? Ей откровение только при смерти снизошло?
Отдельно стоит сказать о Мириамель. Что она творит на протяжении всего цикла? Ладно, первый раз она сбежала из замка от тирана-отца, который уже окончательно тронулся умом на своём горе и злобе. Из-за её побега непоправимую травму получает Лилит. Уже повод задуматься о своих поступках. Но нет, дальше, сгораемая от зуда в пятой точке принцесса тайно убегает, чтобы помочь Джошуа с привлечением Наббана. И вот ведь штука - как-то так "случайно" уже и без Мириамель договорились. Зато принцесса во время своего длительного скитания получает на свою долю изрядное кол-во испытаний. Но думаете она сделает из этого выводы? Как бы не так! Она пустится в ещё более идиотскую авантюру. А кроме того в принцессе вдруг оказывается столько жалостливости ко всем окружающим, что прям через край. Особенно в отношении с Кадрахом. Как его вообще можно оправдывать?? Хоть за что-то? И ещё даже до того, как он всю правду о себе выложил. Ради очередной бутылки распродавал бесценную рукопись, которая попав не в те руки может мир на колени поставить (что и вышло) - ох, честно, даже Прейратс, которого автор кастрировал в том, что касается человеческих качеств, лучше Кадраха.

Что касается центрального персонажа саги, т.е. Саймона, то он оставляет противоречивые чувства. В последних книгах он куда меньше ноет, оброс кое-какой крепостью и волей, но... Вот уж кто не может ничего сделать сам. Лишь благодаря бережной руке автора, который протащит персонажа по всем тяготам, но всегда, конечно, будет спасать самым чудесным образом, наш Сир Сеоман добирается до конца цикла. Причём ради спасения кухонного мальчика автор в том числе должен поддерживать в сюжете и совершенно ненужные ветви. Рейчел, Гутвульф (я кстати так и не понял, почему он решил помогать Саймону ещё до того, как тот соврал, что оставлял ему еду), даже Мегвин. А в конце ещё и оказывается, что предком юного "рыцаря" был сам легендарный король и поэтому Саймон имеет полное право занять вакантный трон. И не важно, что легендарный предок довольно дальний и последние н-цать поколений в роду Сира Сеомана были рыбака. Это я ещё опускаю чудесные организаторские способности самого Саймона. Вот уж действительно повезло народу с правителем! Забавно ещё в этом всём выглядят позиции Мириамель. Народ её мол не примет, говорят. Свежа память дел её отца. Допустим. Но с чего её должны принять как королеву при Саймоне?? Куда вдруг вся логика делась? В какой-то момент я честно думал, что ладно, допустим Саймон будет королём, но ему придётся из-за этого отказаться от Мириамель. Ну либо наоборот: послать трон лесом и уйти в закат с Мириамель. Опять же потому что принцессу народ не примет и бла-бла-бла. При таких раскладах концовка была бы куда более натуральной. А вышло же... Ах да, ещё и сам Джошуа такой "молодец". Чуть ли не единственный, кто действительно хоть что-то понимает в правлении. Но он без угрызений совести плевал на это с большой колокольни и как раз уходит в закат. Да и само "воскрешение" Джошуа выглядит как притянутый за уши хэппи энд. Уж лучше бы Изорна автор оставил в живых, тем более что начальных прямых упоминаний о том, что храбрый и нормальный (это действительно важно!) риммер сразу умер при стычке с Прейратсом не было. При смерти? Да, был. Но так уж редко с того света возвращаются персонажи? Вот то-то и оно!

Всех этих "героев", сюжет прочее можно долго мусолить. Ну да ладно.
Что же можно найти положительного в цикле? Интересную задумку с переворачиванием пророчеств. Может быть именно отсюда тот же Сандерсон взял идею для своего "Рождённого туманом". И...пожалуй всё. Общий объём небольшой для 5 томного цикла, но выглядит крайне затянутым, потому что много лишних, лишённых смысловой нагрузки сюжетных линий. Они смотрятся как заплатки на общем полотне. Ну чтобы читатель совсем уж не удивлялся "какого лешего их не разбилигерой выжил" и т.д. Сами герои, большая их часть, положительного отклика, сопереживания и т.д. не вызывают. Концовка - ванильная до жути. И вообще ощущается так, что автор плюнул на скудоумие персонажей и, взяв за руку, показал чего же надо сделать, чтобы всё-таки не помереть и мир спасти.
Для меня "Орден Манускрипта" вышел ужасным. Надеюсь с каким-нибудь другим циклом мне повезёт больше.